Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Из опыта работы

«Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

 

Бабушкина Ольга Аркадьевна,

воспитатель МКДОУ № 3,

г. Нолинск Кировской обл.

 

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Сегодня на наших детей со всех сторон поступают потоки различной информации: телевизоры, компьютеры и другая видеотехника работают в каждой квартире без выходных. В течение дня ребенок получает не только те знания, которые ему нужны для развития, но и то, что увлекает нас, взрослых, совсем не предназначенное для детей! Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор. Что же такое фольклор?

Фольклор — это устное народное творчество. Он играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок и слушанию сказок.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.

Данное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.

Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию.

Например, используя в своей речи пословицы и поговорки (краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, открывающие детям правила поведения, моральные нормы), дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивают свою речь.

Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют формированию образности речи.

С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.

Фольклор любого народа детям близок и интересен. Я решила помочь детям приобщиться к нему, становиться добрее, научить понимать шутки, радоваться, общаться со сверстниками, создать для детей благоприятных условий для обучения детей выразительной речи и выразительных движений.

Исходя из этого, я выбрала тему  самообразовательной работы  « Фольклор, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Целью моей работы является: использование  произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей дошкольного  возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

Развивающие задачи:

— Развивать речевые способности детей дошкольного  возраста;

— Расширять словарный запас;

— Формировать связную речь;

Образовательную задачу:

— Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

Воспитательные задачи:

— Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

— Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

— Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Наметила пути их реализации:

  1. Индивидуальные и групповые занятия, беседы.
  2. Повседневная жизнь в группе.
  3. Изучение разных форм фольклора.
  4. Работа с родителями.
  5. Работа с педагогами.
  6. Театрализованная деятельность.

Определила прогнозируемый результат:

у воспитанников:

-сформируется устойчивый интерес к русскому народному творчеству, традициям и культуре родного края;

-повысится уровень связной речи;

-словарь детей обогатится новыми словами, оборотами, выражениями,

-внедрение современных методов и технологий по развитию речи средствами фольклора;

-обобщение и распространение опыта.

У родителей:

— взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи;

-поощрение использования фольклора в играх детей дома.

Составила план работы.

Для выполнения поставленных задач я подобрала серию пословиц и поговорок, считалок, загадок, скороговорок, небылиц, народных игр, сказок. При подборе обращала внимание на то, чтобы они соответствовали уровню развития детей.

Для отработки звуковой стороны речи детей я организовала работу с пословицами и поговорками. Мы разбирали пословицы и поговорки, анализировали их. После этого обобщали: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. Я учила детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребёнка. Кроме этого, я предлагала детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове.

Для выработки чёткой и правильной дикции я использовала в работе по развитию речи скороговорки. Мною было подобрано нужное количество скороговорок на длительный срок. Новую скороговорку произносили наизусть в замедленном темпе, потом повторяли несколько раз в разных темпах. Затем скороговорка произносилась хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами.

Кроме этого, в своей работе я очень часто обращаюсь к такому жанру, как загадки. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Загадки можно использовала  не только во время НОД, но и во время беседы, рассматривания картин, во время дидактических и подвижных игр ит. д.

Для приобщения детей к народной культуре и богатству русского языка я в своей работе использую различные творческие задания с русскими народными сказками.

Чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно, выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы, которые очень нравятся детям. Дети любят сочинять их.

Помимо всего этого на занятиях мы отдыхаем и играем в народные игры. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольников.

Кроме того, я вела работу с родителями. Нельзя не оценить положительное взаимодействие с родителями. Они были примером для своих детей, жили жизнью сада. Всех мероприятий невозможно перечислить, но на самых запоминающих моментах я остановлюсь.

Родители  активно участвовали в работе РМО, а именно: в мастер-классе «Приемы работы с произведениями устного народного творчества».

Во время работы мастер-класса родители в игровой форме познакомились с такими понятиями, как «фольклор», «пословица», «туесок», «потешка», «скороговорка», «хороводная игра», «пальчиковая игра», составляли пословицы из частей по карточкам. Превращались в артистов:  в героев под чтение потешек, Объясняли старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах. Учились быстро и эмоционально зачитывать скороговорки. Играли в хороводные, подвижные и пальчиковые игры. Закончил мастер-класс свою работу веселым переплясом. Родителям было предложено спеть знакомые частушки и поплясать. На память о встрече родителям было подарена памятка «Воспитание потешкой». В заключении дети показали, чему они научились —  драматизировали  сказку «Колобок».

Также дети совместно с родителями участвовали в физкультурном развлечении « В поисках Колобка». На котором дети и родители «побывали» в сказке «Колобок». В это время они закрепляли навыки в беге, передавали мяч друг другу, ползали на четвереньках, ходили по канату, играли в русские народные подвижные игры. В итоге мы изменили концовку сказки : вернули колобка деду с бабушкой. Все  получили удовольствие от совместной двигательно-игровой деятельности.

На празднике, посвященном Дню матери, родители поставили сказку «Репка».

Мною проведены консультации  для родителей «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»,  «Пословицы  и поговорки о зиме», « Почитай мне сказку, мама, или, с какими книгами лучше дружить дошколятам», папки-передвижки, буклеты.

Родители участвовали в семейном конкурсе  «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», в выставках семейного рисунка «Жила-была сказка». Наша группа участвовала в районных театральных встречах, ребята группы вместе с взрослыми показали гостям из детского сада «Колобок» и жюри  сказку «Лесная история, или Колобок наоборот».

Для педагогов подготовлены консультации, открытые НОД с презентацией по данной теме.

В своей работе я проводила календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Широкая масленица», досуги «Солнышко, нарядись, красное, покажись», « Вечер загадок».

Мною были составлены тематические планы работ с воспитанниками, с родителями и педагогами.

Выводы:

В процессе совместной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству. Они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывали народные игры — забавы с помощью считалок.

У родителей я заметила повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивали с детьми потешки, загадки, считалки, подбирали пословицы и поговорки, объясняли детям их смысл.

У детей, с которыми я сейчас работаю, отметила, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимных моментах послужило тому, что их речь стала более внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивают четверостишия и даже небольшие роли.

А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Список литературы:

  1. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», «Просвещение», 2006.
  2. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Детство-Пресс, 1999.
  3. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду», ТЦ « Сфера», 2009.
  4. Бойчук И.А. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством». Детство-Пресс.
  5. Тарабарина Т. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки», 2004.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.