Методическая разработка
«Возможность использования сюжетного рисунка для развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста»
Булатова Татьяна Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Ключевые слова: сюжетный рисунок, связная монологическая речь, дети старшего дошкольного возраста, сюжетный рисунок для развития речи.
Аннотация: В данной статье раскрывается проблема развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования сюжетных рисунков в ходе НОД.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Начиная с раннего возраста, дети проявляют интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка [5].
Согласно общеобразовательным программам, используемым в дошкольных учреждениях речевое развитие в детском саду, включает несколько компонентов, одним из которых является развитие связной монологической речи [1].
Проблема развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста не нова и остается актуальной до сих пор, так как успешное овладение связной монологической речью является одной из основ успешного обучения ребенка в школе [2]. Исследованиями проблемы развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста занимались такие психологи и педагоги как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконини другие.
Одним из средств развития связной монологической речи детей является сюжетный рисунок. В основе развития рассказывания по сюжетному рисунку лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Рисунки не только расширяют и углубляют детские представления об окружающем мире, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к составлению рассказов [4].
Возможности использования рисунков для развития монологической речи раскрывается в исследованиях: М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной и др. Все они подчеркивали большое значение рисунков как для общего развития детей, так и для развития их речи.
Подводя итоги выше сказанному можно заключить, что развитие монологической речи у дошкольников с помощью сюжетного рисунка достаточно актуально на сегодняшний день т.к. способствует развитию речи детей и всестороннему развитию дошкольника в целом.
Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы определили педагогические условия, при соблюдении которых развитие связной монологической речи у детей 6–7 лет по сюжетному рисунку будет проходить эффективно:
а) будет организована серия занятий по рисованию сюжетных рисунков с последующей словарной работой по данным рисункам;
б) в работе с детьми будут использованы различные приемы развития монологической речи (составление рассказов, пересказ, анализ текста);
в) будет обеспечен ряд педагогических эскизов.
В ходе экспериментальной мы проверили эффективность выделенных педагогических условий. В ходе первого этапа исследования мы провели диагностику первоначального уровня развития монологической речи у детей 6–7 лет. Для этого нами было выбрано две группы контрольная и экспериментальная по 20 детей. Для диагностики мы выбрали: методику В.П. Глухова пересказ сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», методику В.И. Яшина «Пересказ текста», методику Е.А. Стребелевой «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» и провели диагностику уровня развития монологической речи детей 6–7 лет [3].
По результатам диагностики мы выявили, что высокого уровня развития монологической речи не выявлено в обеих группах. В экспериментальной группе у 7 (35%) детей уровень развития монологической речи средний, у 13 (65%) детей уровень развития монологической речи низкий.
В контрольной группе у 7 (35%) детей уровень развития монологической речи средний, у 13 (65%) детей уровень развития монологической речи низкий. Таким образом, мы подтвердили необходимость в проведении работы по развитию монологической речи у детей 6–7 лет.
В ходе второго этапа экспериментальной работы мы разработали серию занятий по развитию монологической речи у детей 6–7 лет по сюжетному рисунку. Работа проводилась с детьми экспериментальной группы. Всего мы провели 7 занятий по подгруппам 3– 4 ребенка. В ходе занятий дети рисовали рисунки и составляли по ним рассказы.
На первых занятиях составляли рассказы с ошибками, рассказы были не связные, с грамматическими ошибками, дети пропускали члены предложения, не могли подобрать слова и делали паузы. К последним занятиям дети научились составлять более грамотные рассказы, использовали различные слова, не допускали заминок.
Также мы провели 2 занятия, в ходе которых дети учились составлять пересказы. Сначала мы читали детям рассказ, далее мы рисовали сюжетный рисунок по предложенному тексту. В заключительной части занятия мы еще раз читали детям текст с установкой на запоминание и рассматривали сюжетный рисунок. Далее детям предлагалось с помощью опоры на рисунок пересказать текст. В ходе пересказов дети были последовательны и точны, отсутствовали паузы, дети использование авторские слова и свои точные слова замены, в пересказах отсутствовали грамматические ошибки.
Для выявления успешности, поведенной рабы нами проведена повторная диагностика уровня развития монологической речи у детей 6–7 лет в ходе контрольного эксперимент с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.
По результатам диагностики мы выявили, что в экспериментальной группе высокий уровень развития монологической речи у 8 детей (40%), у 11 (55%) детей уровень развития монологической речи средний, у 1 (5%) ребенка уровень развития монологической речи низкий.
В контрольной группе высокого уровня развития монологической речи не выявлено у 7 (35%) детей уровень развития монологической речи средний, у 13 (65%) детей уровень развития монологической речи низкий.
Полученные результаты обследования были сопоставленные с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента. Сопоставив данные, мы заключили, что экспериментальной группе выявлена положительная динамика развития монологической речи, у детей в контрольной группе результаты не изменились.
Таким образом, можно заключить, что предполагаемые педагогические условия эффективны при развитии монологической речи у детей 6–7 лет по сюжетному рисунку.
Список литературы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2013т/11/25/doshk-standart-dok.html
- Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2008. – 158 с.
- Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития [Текст]/ Е.А. Стребелева // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – M. – 2001 – № 4.
- Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 2002. – 280 с.
- Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.