Возможность использования сюжетного рисунка для развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка

«Возможность использования сюжетного рисунка для развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста»

Булатова Татьяна Владимировна,

 воспитатель МБДОУ № 38,

г. Заполярный Мурманской обл.

Ключевые слова: сюжетный рисунок, связная монологическая речь, дети старшего дошкольного возраста, сюжетный рисунок для развития речи.

Аннотация: В данной статье раскрывается проблема развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования сюжетных рисунков в ходе НОД.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Начиная с раннего возраста, дети проявляют интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка [5].

Согласно общеобразовательным программам, используемым в дошкольных учреждениях речевое развитие в детском саду, включает несколько компонентов, одним из которых является развитие связной монологической речи [1].

Проблема развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста не нова и остается актуальной до сих пор, так как успешное овладение связной монологической речью является одной из основ успешного обучения ребенка в школе [2]. Исследованиями проблемы развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста занимались такие психологи и педагоги как: Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.Н. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконини другие.

Одним из средств развития связной монологической речи детей является сюжетный рисунок. В основе развития рассказывания по сюжетному рисунку лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Рисунки не только расширяют и углубляют детские представления об окружающем мире, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к составлению рассказов [4].

Возможности использования рисунков для развития монологической речи раскрывается в исследованиях: М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной и др. Все они подчеркивали большое значение рисунков как для общего развития детей, так и для развития их речи.

Подводя итоги выше сказанному можно заключить, что развитие монологической речи у дошкольников с помощью сюжетного рисунка достаточно актуально на сегодняшний день т.к. способствует развитию речи детей и всестороннему развитию дошкольника в целом.

Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы определили педагогические условия, при соблюдении которых развитие связной монологической речи у детей 6–7 лет по сюжетному рисунку будет проходить эффективно:

а) будет организована серия занятий по рисованию сюжетных рисунков с последующей словарной работой по данным рисункам;

б) в работе с детьми будут использованы различные приемы развития монологической речи (составление рассказов, пересказ, анализ текста);

в) будет обеспечен ряд педагогических эскизов.

В ходе экспериментальной мы проверили эффективность выделенных педагогических условий. В ходе первого этапа исследования мы провели диагностику первоначального уровня развития монологической речи у детей 6–7 лет. Для этого нами было выбрано две группы контрольная и экспериментальная по 20 детей. Для диагностики мы выбрали: методику В.П. Глухова пересказ сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», методику В.И. Яшина «Пересказ текста», методику Е.А. Стребелевой «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» и провели диагностику уровня развития монологической речи детей 6–7 лет [3].

По результатам диагностики мы выявили, что высокого уровня развития монологической речи не выявлено в обеих группах. В экспериментальной группе у 7 (35%) детей уровень развития монологической речи средний, у 13 (65%) детей уровень развития монологической речи низкий.

В контрольной группе у 7 (35%) детей уровень развития монологической речи средний, у 13 (65%) детей уровень развития монологической речи низкий. Таким образом, мы подтвердили необходимость в проведении работы по развитию монологической речи у детей 6–7 лет.

В ходе второго этапа экспериментальной работы мы разработали серию занятий по развитию монологической речи у детей 6–7 лет по сюжетному рисунку. Работа проводилась с детьми экспериментальной группы. Всего мы провели 7 занятий по подгруппам 3– 4 ребенка. В ходе занятий дети рисовали рисунки и составляли по ним рассказы.

На первых занятиях составляли рассказы с ошибками, рассказы были не связные, с грамматическими ошибками, дети пропускали члены предложения, не могли подобрать слова и делали паузы. К последним занятиям дети научились составлять более грамотные рассказы, использовали различные слова, не допускали заминок.

Также мы провели 2 занятия, в ходе которых дети учились составлять пересказы. Сначала мы читали детям рассказ, далее мы рисовали сюжетный рисунок по предложенному тексту. В заключительной части занятия мы еще раз читали детям текст с установкой на запоминание и рассматривали сюжетный рисунок. Далее детям предлагалось с помощью опоры на рисунок пересказать текст. В ходе пересказов дети были последовательны и точны, отсутствовали паузы, дети использование авторские слова и свои точные слова замены, в пересказах отсутствовали грамматические ошибки.

Для выявления успешности, поведенной рабы нами проведена повторная диагностика уровня развития монологической речи у детей 6–7 лет в ходе контрольного эксперимент с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

 По результатам диагностики мы выявили, что в экспериментальной группе высокий уровень развития монологической речи у 8 детей (40%), у 11 (55%) детей уровень развития монологической речи средний, у 1 (5%) ребенка уровень развития монологической речи низкий.

В контрольной группе высокого уровня развития монологической речи не выявлено у 7 (35%) детей уровень развития монологической речи средний, у 13 (65%) детей уровень развития монологической речи низкий.

Полученные результаты обследования были сопоставленные с результатами, полученными в ходе констатирующего эксперимента. Сопоставив данные, мы заключили, что экспериментальной группе выявлена положительная динамика развития монологической речи, у детей в контрольной группе результаты не изменились.

Таким образом, можно заключить, что предполагаемые педагогические условия эффективны при развитии монологической речи у детей 6–7 лет по сюжетному рисунку.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2013т/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2008. – 158 с.
  3. Стребелева, Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития [Текст]/ Е.А. Стребелева // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – M. – 2001 – № 4.
  4. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 2002. – 280 с.
  5. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.