Картотека
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Саукова Татьяна Юрьевна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам —
он будет долго и напрасно мучится,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету»
К.Д.Ушинский
В жизни ребенка старшего дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игры для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Важным является то, что игра развивает речь, а речь организует игру.
Дидактическая игра является важнейшим источником развития речи: обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает умение правильно выражать свои мысли и, конечно же, связную речь. Цель многих игр — научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Дидактические игры в свою очередь делятся на три основных вида: с предметами (игрушками), словесные, настольно-печатные.
В играх с предметами развитие связной речи происходит таким образом, что ребёнок учится устанавливать сходство и различие предметов, сравнивать их друг с другом.
Следующий основной вид: настольно-печатные игры. Например, в играх на запоминание состава, количества и расположения картинок, дети учатся связно рассказывать о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.
Самое важное значение имеют словесные игры. Играя в них, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, находят алогизмы в суждениях. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, связи и отношения), потребность в общении приводят к овладению разными типами речи – описанием, повествованием, рассуждением. И всё это в основном реализуется через дидактическую игру. Работая с детьми логопедической группы, я столкнулась не только с нарушениями речи, но и с такими речевыми проблемами, как неумение последовательно излагать свои мысли, описывать ту или иную ситуацию (предмет), правильно выстраивать диалоги и составлять предложения. Для устранения таких проблем чётко спланировала работу с детьми, в частности – правильно подобрала дидактические игры, способствующие развитию связнойречи.
Посмотреть или скачать «Картотека дидактических игр по развитию связной речи»