Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Картотека

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

 

Саукова Татьяна Юрьевна,

воспитатель МКДОУ № 16,

 г. Новосибирск

 

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам —

    он будет долго и напрасно мучится,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету»

                                                                                                К.Д.Ушинский

 

В жизни ребенка старшего дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игры для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. Важным является то, что игра развивает речь, а речь организует игру.

Дидактическая игра является важнейшим источником развития речи: обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает умение правильно выражать свои мысли и, конечно же, связную речь. Цель многих игр — научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Дидактические игры в свою очередь делятся на три основных вида: с предметами (игрушками), словесные, настольно-печатные.

В играх с предметами развитие связной речи происходит таким образом, что ребёнок учится устанавливать сходство и различие предметов, сравнивать их друг с другом.

Следующий основной вид: настольно-печатные игры. Например, в играх на запоминание состава, количества и расположения картинок, дети учатся связно рассказывать о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Самое важное значение   имеют словесные игры. Играя в них, дети учатся решать разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, находят алогизмы в суждениях. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, связи и отношения), потребность в общении приводят к овладению разными типами речи – описанием, повествованием, рассуждением. И всё это в основном реализуется через дидактическую игру. Работая с детьми  логопедической группы, я  столкнулась не только с нарушениями речи, но и  с такими речевыми проблемами, как неумение последовательно излагать свои мысли, описывать ту или иную ситуацию (предмет), правильно выстраивать диалоги и составлять предложения. Для устранения таких проблем чётко спланировала работу с детьми, в частности – правильно подобрала дидактические игры, способствующие развитию связнойречи.

Посмотреть или скачать «Картотека дидактических игр по развитию связной речи»

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.