Развитие исполнительских способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пения

Творческий проект

«Развитие исполнительских способностей

у детей старшего дошкольного возраста посредством пения»

Ирина Геннадьевна Сурина,

музыкальный руководитель МБДОУ №28,

г. Тамбов

Вид проекта: долгосрочный

Тип проекта: практико-ориентированный

Участники: музыкальный руководитель, воспитанники 6-7 лет, воспитатели, педагог-психолог, родители.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

        Актуальность

  • Дошкольный возраст — самый благоприятный для формирования и развития певческого голоса.
  • Занятия пением является важной  составляющей гармоничного развития дошкольников.
  • В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей.
  • Пение активизирует  умственные способности, развивает нравственные и эстетические представления, слух, память , внимание, мышление, укрепляет лёгкие и дыхательный аппарат.
  • Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.
  • Пение, развивая  координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.
  • Занятие пение создают благоприятные условия для создания общей музыкальной культуры.
  • Актуальность темы также продиктована требованиями современного образования. В частности в пункте 4 статьи 1.6 ФГОС указано,

что образование в дошкольной организации должно быть направлено на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром»

Цель проекта: Формирование  исполнительских способностей старших дошкольников  через  комплекс педагогических мероприятий, направленных на развитие интереса к пению.

Задачи:

Образовательные:

•формировать вокально-певческие навыки (правильность звукообразования; красота звуковедения; точность, внятность, певческой дикции; правильность дыхания; точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни);

•создать предпосылки к формированию творческого мышления.

•побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества.

Развивающие:

развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление, чувство ритма, воображения.

Воспитательные:

воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности;

•воспитывать интерес и любознательность ко всему, что нас окружает, бережное отношение к природе, экологии, к культуре своего народа.

•побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.

 Предполагаемые результаты:

 При успешной реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста будет наблюдаться:

•Положительная динамика в развитии интереса к пению

•Становление избирательности, появление предпочтений в выборе песенного материала

•Развитие исполнительских умений

У родителей будет наблюдаться:

•Повышение интереса к музыкальной деятельности детей

•Формирование интереса к проблеме отбора песенного репертуара для ребенка.

У педагогов будет наблюдаться:

•Понимание необходимости сотрудничества в решении общих задач  музыкального развития детей

•Формирование творческого подхода к проектированию музыкально-обогащенной развивающей среды.

       Педагогические принципы:

  • Принцип всестороннего развития
  • Принцип повторяемости материала
  • Принцип сотворчества и сотрудничества
  • Принцип  дифференцированного подхода семьи
  • Принцип целенаправленности, систематичности, плановости
  • Принцип доброжелательности и открытости

Теоретическое обоснование

Значение развития интереса к пению заключается в том, то при его наличии возникает эмоциональная отзывчивость на музыку, которая в свою очередь является необходимым условием для развития группы умений, участвующих в формировании исполнительских способностей:

  • умение художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, которое проявляется в готовности ребенка слушать и вслушиваться в музыку; в его эмоциональной реакции на характер музыки.
  • умение понимать музыкальный образ, которое раскрывается в адекватной эмоциональной реакции на характер музыкального произведения; в стремлении понять и почувствовать эмоциональную окраску музыкального образа.
  • умение в деятельности выразить эмоциональное отношение к музыкальному образу, которое связано со стремлением ребенка отразить результаты восприятия музыкального образа в доступных ему действиях (в словах, рисунке, движении, игре и т.д.)
  • умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности, которое выражается в продумывании ребенком характера будущего музыкального образа; в поиске адекватных средств выражения придуманного образа.

Развитие вышеперечисленных умений ведет к формированию исполнительских способностей, которое происходит особенно успешно при наличии некоторых генетических особенностей строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных. Эти особенности принято называть задатками.

Методологическая основа исследования:

Методологической базой для моей работы послужили разработки Н.А.Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Д. Е. Огороднова, Е.Н. Тиличеевой, В. Емельянова.

Методы и приёмы

В комплекс методов и приемов были включены: словесный, фонопедический, репродуктивный, наглядно-зрительный методы.

Этапы реализации проекта

1 этап:

Организационно-подготовительный

  • Составление плана работы
  • Изучение методической литературы с использованием интернет ресурсов
  • Подбор детского песенного репертуара
  • Пополнение картотеки музыкально-дидактических игр
  • Подбор материала для работы с родителями по теме проекта
  • Создание предметно-пространственной среды
  • Диагностирование детей

2 этап

Основной

Реализация проекта:

  • введение в образовательный процесс по освоению образовательной области « Художественно – эстетическое развитие» специально разработанного комплекса музыкально-педагогических мероприятий с использованием песенного материала, соответствующего старшему дошкольному возрасту.

3этап:

Заключительный

  • Итоговая диагностика
  • Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов
  • Разработка методических рекомендаций для педагогов
  • Презентация проекта
  • Распространение педагогического опыта.

Организационно-подготовительный этап: первичная диагностика

Диагностирование участников исследования проводилось по трем направлениям:

Изучение особенностей интереса к пению и музыкальных вкусов детей 6 года жизни.

  • Индивидуальная беседа с ребёнком
  • Наблюдение за детьми
  • Экспериментальная ситуация
  • Анкетирование родителей
  • Анкетирование педагогов

Выявление особенностей развития музыкальных способностей детей

  • Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
  • Диагностика темпо-метрического слуха
  • Диагностика звуковысотного слуха
  • Диагностика тембрового слуха
  • Диагностика динамического слуха
  •  Диагностика чувства музыкальной формы

Определение своеобразия сформированности детских исполнительских способностей.

  • Рациональное использование дыхания
  • Певческая дикция
  • Чистота интонирования
  • Звукообразование
  • Слаженность( умение петь в ансамбле)

Основной этап  направления работы

Работа по осуществлению основного этапа включает в себя 4 направления работы:

•Обогащение музыкально-слухового опыта детей.

•Проектирование музыкально-обогащенной среды группы и организация самостоятельной деятельности детей.

•Организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми в зависимости от особенностей развития их музыкальных способностей и интереса к пению.

•Организация консультативной работы с родителями с целью разъяснения значимости музыкально-звуковой среды.

Обогащение музыкально-слухового опыта детей

Обогащение музыкально-слухового опыта  детей осуществлялось путем ознакомления их с детскими песнями и включения песен в повседневную жизнь ребенка. Для этого под музыку проходила организация ключевых режимных моментов: приход детей в группу, игровая деятельность, сбор на прогулку и возвращение с прогулки, подготовка к тихому часу, пробуждение и одевание. Детский песенный репертуар можно использовать в начале занятия, как своеобразный сигнал к его началу.

Например, перед занятием по математическому развитию это могут быть песни: «Дважды два четыре», «Песенка о цифрах», «Песенка об арифметике»

Перед занятием по изобразительной деятельности: «Рисуйте, рисуйте», «Оранжевая песня», «Художник».

Перед образовательной деятельностью по осуществлению экологического воспитания: «Давайте сохраним», «Кто такие птички», «Мухомор».

Такой репертуар можно подобрать ко всем образовательным областям.

Проектирование музыкально-обогащенной среды группы и организация самостоятельной деятельности детей.

Проектирование музыкально-обогащенной среды группы и организация самостоятельной деятельности детей осуществляются путем обновления музыкального уголка в группе и обогащения каждой тематической зоны в предметно-пространственной среде группы песенным материалом.

Для организации самостоятельной деятельности детей с песенным материалом в музыкальном уголке размещаются специально созданные музыкальные альбомы, содержащие песни, которые в данное время звучат в группе в основные режимные моменты, а также в начале занятий.

Для каждой песни в альбом отводится одна страница, на которой располагается иллюстрация к песне, указывается название песни. Песни, представленные в альбоме, ребенок может не только послушать, но и исполнить. Для этого к картинке прилагается диск, на котором записана песня, а также ее фонограмма. Каждой песне в альбоме соответствует свой диск, что облегчает его использование детьми.

Обогащение тематических зон песенным материалом проводится примерно по тому же принципу: оформляется папка, отражающая содержание песенного материала по теме.

Организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми в зависимости от особенностей развития их музыкальных способностей и интереса к пению.

Организация подгрупповой и индивидуальной работы с детьми в зависимости от особенностей развития их музыкальных способностей и интереса к пению осуществляется по специально разработанному календарно-тематическому плану, рассчитанному на весь период реализации проекта, то есть на 2014-2015 учебный год. Комплекс специально разработанных педагогических мероприятий, включающий в себя разные виды музыкально-педагогической деятельности, позволил повысить уровень сформированности исполнительских способностей дошкольников. Причем, план построен по принципу постепенного усложнения, с учетом всех выше перечисленных педагогических принципов. Первая часть работы направлена  на установление контактов между детьми, психологический настрой на работу, а также на развитие работу артикуляционного аппарата (Октябрь).

В течение второго периода (Ноябрь, Декабрь) каждое занятие посвящается работе над одним из аспектов сформированности детских исполнительских способностей: рациональное использование дыхания, певческая дикция, чистота интонирования,  слаженность (умение петь в ансамбле), звукообразование. 

Далее следует блок занятий, направленных на развитие комплекса музыкальных способностей и включающих в себя различные нетрадиционные формы работы и обеспечивающих формирование интереса к пению.

Организация консультативной работы с родителями с целью разъяснения значимости музыкально-звуковой среды.

В содержание работы консультативной работы с родителями входит:

  • Проведение консультаций для родителей «Влияние пения на развитие ребенка», «Влияние музыкально-слуховых впечатлений детей на формирование их музыкального вкуса» и т.д.
  • Лекция-концерт для родителей «Картина мира в колыбельных».
  • Размещение в уголке для родителей информации о песнях, мультфильмах и фильмах, рекомендуемых для прослушивания и просмотра детьми.
  • Проведение вечера досуга для детей и родителей «Папа, мама, я — музыкальная семья»

  Диагностирование и результаты диагностики

Диагностическое исследование проводилось по 4 направлениям, обеспечивающим изучение уровня развития всех параметров, обеспечивающих формирование исполнительских способностей. Это рациональное использование дыхания и звукообразование, певческая дикция, чистота интонирования, слаженность (умение петь в ансамбле)

Сравнительный анализ первоначальных и итоговых диагностических данных демонстрирует повышение уровня развития каждого из параметров, что позволяет сделать вывод о высокой эффективности данного педагогического исследования.

Полученные результаты

Таким образом, комплекс педагогических мероприятий по развитию интереса к пению, реализованный с помощью различных методов и приемов во всех видах детской деятельности при  умелом применении в образовательном процессе позволяют оптимально способствовать формированию исполнительских способностей. Одним из критериев рациональности данных мероприятий считаю результативность исполнительской деятельности воспитанников, свидетельства которой представлены на данном слайде

Распространение результатов проекта

Педагогический опыт по результатам исследования был обобщен на уровне дошкольной организации, о чем свидетельствует содержимое слайда. В сети интернет результаты проекта размещены на различных образовательных порталах. Отдельные аспекты педагогического исследования освещены в научно-методической литературе.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.