Развитие музыкально-ритмических способностей
у детей старшего дошкольного возраста
Быковских Елена Васильевна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 43,
г. Усолье-Сибирское
На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать музыка. Это связано с её природой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный художественный образ в зависимости от индивидуального жизненного опыта и наблюдательности ребенка. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.
Все сказанное показывает, что танец – вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития детского творчества.
Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных навыков, тем не менее в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными к выполнению творческих заданий: либо отказываются от таких заданий, либо пытаются выполнить их, но не показывают творчества.
Исходя из сказанного, можно предположить, что одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений.
Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей. Привлекательность сюжетного танца обусловлена его особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию.
Разнохарактерность персонажей устраняет в этом виде танца возможность подражания детей друг другу (ведь тяжеловесный медведь не может двигаться так же, как грациозная лиса). Это побуждает каждого участника самостоятельно искать выразительные движения. Сюжетное развитие помогает ребенку видеть в танце особую форму рассказа и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание, то есть выступающие в качестве своеобразного языка.
Таким образом, в сюжетном танце создаются очень благоприятные условия для освоения детьми этого языка, в связи, с чем широко используются различные сюжетные танцы. В процессе работы используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений.
Чрезвычайно важно воспитывать внимательное отношение детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.
Список литературы:
1.Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 1975г.
2.Королева Э.А. Ранние формы танца. 1983г.
3. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. 2002г.