Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Проект

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности»

 

Бударина Наталья Романовна,

воспитатель МБДОУ № 224,

г. Красноярск

 

Новый документ “Об образовании в Российской Федерации” внес изменения не только в существующую систему обязательного среднего образования, высшего образования и научную деятельность, но и в систему дошкольного образования. В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования, которые должны вести к серьезным изменениям  в системе образования в целом. Внедрение ФГОС связано и с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе.

ФГОС ДО в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка.

Таким образом, внедрение  ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую  успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания  является закономерным. Это требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми: совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Развитие ребенка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности. В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовании. Довольно долго в практике и теории воспитания господствовал узко-дидактический подход к игре, как к свободной деятельности ребенка, развивающейся по его собственной инициативе. Роль педагога при этом состояла лишь в создании условий для игры, обеспечение её игровым материалом.

В системе дошкольного образования, долгое время наблюдалось преобладание занятий как основной формы обучения детей.  Другими словами,  ДОУ придерживались учебной модели, т. е. на первом месте все время оказывались занятия. Исходя из всего этого, времени на игру у детей почти не оставалось. Всем известно, что игра влияет на развитие личности ребенка. Именно здесь ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. Именно здесь он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Основным путем педагогического воздействия на ребенка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими. Основным организующим моментом  является игра, она же и является основной формой образования дошкольников, поэтому для углубленной работы мною выбрана тема по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность», т.к. театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей.

Актуальность проекта

 В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.  Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение

      В своей работе, решая задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность, я используем два вида театра: кукольный и драматический. Драматический театр существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых:

а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли;

б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.

Театрализованная деятельность в группе организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занимательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, я  имею в виду наиболее ее яркие продукты — инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Цель: Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи работы:

— Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

— Обогащать словарь детей, активизировать его;

— Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;

—  Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

—   Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

—    Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

Посмотреть или скачать проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.