Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности | ДЕТСТВО-ГИД

Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности

Из опыта работы
«Развитие речи детей раннего возраста
посредством театрализованной деятельности»

Голубева Надежда Владимировна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск

Речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач образовательного процесса является развитие речи. Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том, числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

За последние годы педагоги дошкольных учреждений все чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в усвоении программного материала, отмечают нарушения в звукопроизношении и, как следствие этого, слабо развитую речь. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по выше изложенным причинам, отстающие в развитии от сверстников.
Конечно, с такими детьми занимается логопед, но и воспитатели должны принимать активное участие в данной работе для достижения видимых результатов.

Исходя из этого, я решила связать работу по развитию речи детей с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов. Театрализация занятий привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, театрализованных игр и т.д.
Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное — помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимы такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Огромную помощь в этом могут оказать театрализованные занятия в детском саду. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло, быть чутким к чужим бедам и радостям. Ведь сказка для ребёнка — это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации.

Поэтому тему, над которой я работаю «Театрализация сказок как средство развития речи у детей раннего возраста» считаю очень важной. Главное — постоянно создавать условия, поле активной деятельности, чтобы чувства, испытанные ребёнком во время чтения проявились в окружающей реальности. Я организую свою работу так, чтобы сказка продолжала жить в группе в виде различных игр, драматизации, бесед, творческих заданий.

Во время знакомства ребёнка со сказкой я ставлю перед собой две задачи: во-первых, понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны. Открылось ли ему что-либо новое под влиянием сказки, а если нет, то почему. Во-вторых, помочь ребёнку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы проявиться его активность, его содействие персонажам сказки, побуждать его к творчеству.

Для решения этой задачи в группе устроен «Уголок сказки», откуда дети отправляются в страну сказок. В «Уголке сказки» провожу игры-беседы с персонажами сказок. Персонажи самые различные: от нарядных кукол, до условных, сложенных прямо на глазах детей, кукол-оригами. Результатом таких игр-бесед явилось то, что дети стали смотреть на себя как-бы со стороны, оценивать правильно свои поступки.
Сказка помогает формировать элементарные математические представления детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности (“Три медведя”, “Волк и семеро козлят”, “Репка”, и др.). Сказка помогает детям выбрать тему для сюжетного рисования, аппликации, конструирования. Я стараюсь научить детей быть активными, ломать стереотипы привычного содержания сказок. Это помогает не только в развитии речи, но и развитии творческого мышления.

Я не останавливаюсь на достигнутом и постоянно совершенствую формы работы между родителями и дошкольным учреждением, желание подарить детям позитивные эмоции помогает создавать сказочную обстановку не только в группе, но и за её пределами.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

2 комментария к записи “Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности”

  1. Ольга:

    Здравствуйте, не могли бы Вы расписать календарно- тематическое планирование по ООД физическое развитие в группе раннего возраста, по программе Васильевой(Веракса).

    • admin:

      Ольга, при разработке реального (а не образца) календарно-тематического планирования нужно непосредственное участие воспитателя группы, так как только он знает и особенности детей, и свою рабочую программу. Поэтому, к сожалению, тут помочь ничем не смогу.