Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность» (НОД), в других — «организованная образовательная деятельность» (ООД), в третьих — «образовательная ситуация» (ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.
Но в защиту слова «занятие» хочу сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие у нас проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!

Итак, конспект:
1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

4. Далее указывают: материал и оборудование; предварительную работу; планируемые результаты.

5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.
И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

6. Ход непосредственно образовательной деятельности. Основные моменты самой образовательной деятельности я отразила в статье «Как разработать развивающее занятие», так как любая образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей.

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

83 комментария к записи “Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС”

  1. Ольга Желтышева:

    Бэла Геннадьевна! В очередной раз хочу поблагодарить Вас за доступность и простоту изложения. В 2014 году нас «галопом» обучали по ФГОС ДО, и только «резали» и «резали» наши конструкты: то мы не так формулируем, то не в соответствии и т.д. А нужны были именно методические рекомендации. На заседании ГМО музыкальных руководителей, путём долгих обсуждений, поисков информации в сети Интернет, опираясь на свой опыт, полученные знания мы пришли к общему шаблону.нам методист не разрешает писать «занятие» . Мне очень приятно, что наше мнение совпало с Вашим.

    Если Вы не против, на следующем заседании ГМО, я ознакомлю коллег с Вашими рекомендациями.

    • admin:

      Ольга, спасибо большое за добрые слова! Я рада, что могу помочь коллегам и совсем не против, если Вы ознакомите их с моими советами и подсказками.

  2. Марина:

    Читаю Ваши комментарии и восхищаюсь! Большое спасибо Вам за такой полезный для всех нас (сотрудников ДОУ) труд! Низкий поклон Вам!!!

    • admin:

      Марина, спасибо-спасибо большое! Я правда рада, что все эти записи нужны и полезны коллегам.

  3. Спасибо за изложение простым, доступным пониманию, языком. Содержание статьи ясно и понятно. Информация очень полезна. Большое спасибо.

    • admin:

      Татьяна, спасибо за добрые слова! Буду рада, если информация пригодится в работе.

  4. татьяна Дёмкина:

    Бэла Геннадьевна! Большое спасибо зато. что Вы палочка- выручалочка! Очень полезный и нужный материал.Обязательно поделюсь со своими коллегами/

    • admin:

      Татьяна, спасибо! Буду рада, если этот материал пригодится.

  5. Эльвира:

    Бэла Геннадьевна!Спасибо большое за полезную информацию. Бэла Геннадьевна, подскажите пожалуйста, как правильно разрабатывать интегрированный конспект занятий. Заранее спасибо!!!

    • admin:

      Эльвира, сейчас все занятия должны быть развивающими и интегрированными (т.е. интеграция образовательных областей, различных видов деятельности и форм взаимодействия педагога с детьми). Я, может быть, не очень акцентировала в статье, что это интегрированное занятие, но имела в виду именно его. Поэтому разрабатывайте в соответствии с этими рекомендациями и рекомендациями в статье «Как разработать развивающее занятие» (Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-razrabotat-razvivayushhee-zanyatie/.html).

  6. Ирина:

    Белла Геннадьевна, добрый вечер! Подскажите пожалуйста, как правильно писать «Непосредственно образовательная деятельность», «Непрерывно образовательная деятельность» или «Непрерывно непосредственная образовательная деятельность»? Дело в том , что воспитатель из нашего сада в этом году принимает участие в конкурсе «Воспитатель года», она написала конспект НОД, как непрерывно образовательная деятельность, а её поправляют , что не так.

    • admin:

      Ирина, правильнее: непосредственно образовательная деятельность.

      • Аноним:

        Я тоже так считаю. А каким документом можно подтвердить? Ей сказали- непрерывно непосредственная деятельность

      • Людмила:

        15. В пунктах 11.9, 11.10 слова «непрерывной непосредственно образовательной деятельности» и в пункте 11.12 «непосредственно образовательной деятельности» заменить на «непрерывной образовательной деятельности» в соответствующих падежах.

        источник :Изменения в СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

        Приложение

        УТВЕРЖДЕНЫ
        постановлением
        Главного государственного
        санитарного врача
        Российской Федерации
        от 27 августа 2015 года N 41

        • admin:

          Людмила, спасибо большое, что прислали эту выдержку из СанПиН!

  7. Ирина:

    Точнее сказали писать «Непрерывно непосредственная образовательная деятельность». Может и так правильно? Или где-то можно точнее об этом узнать, может в законе РФ об образоании…

    • admin:

      Ирина, сейчас есть разные формулировки: непосредственно организованная деятельность (НОД), специально организованная образовательная деятельность, организованная образовательная деятельность. Значит, придумали и странноватую (на мой взгляд) формулировку: непрерывно непосредственная образовательная деятельность. Пусть педагог напишет так, как ей посоветовали. Не надо спорить с начальством перед конкурсом.

  8. Ирина:

    Спасибо!!!Это точно!

  9. Евгения:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Помогите разъяснить ситуацию. От нас требуют в заключительной части НОД давать предпосылку на следующий вид деятельности. Должно ли так быть?

    • admin:

      Евгения, не совсем поняла вопрос. Видимо, от Вас требуют мотивировать детей на самостоятельное освоение различных способов той деятельности, по которой было занятие? Напишите, пожалуйста, подробнее.

      • Евгения:

        Сейчас попробую объяснить. В заключительной части НОД мы должны задать мотивацию на следующий вид деятельности. Например, проходит у нас нод по изодеятельности , где в начальной части есть проблема, а в конце мы должны задать проблему или мотивацию на следующее занятие или прогулку, или другую деятельность. У нас это называют «предпосылки на следующий вид деятельности». Я искала, но нигде не нашла в интернете ни «термина» такого, ни чего-то подобного. Нам ст.воспитатель сказала, что это и есть существенное отличие НОД по ФГОС от обычного занятия. Но, на сколько я понимаю, в заключительной части НОД мы должны подтолкнуть ребёнка на рефлексию. Вот мне и не понятно, как должно заканчиваться занятие, если оно переходит в следующее занятие. И ещё есть вопрос: является ли «сюрпризный момент» мотивацией к деятельности в младшей группе (3-4 года)? Помогите разобраться, пожалуйста.

        • admin:

          Евгения, ну я примерно так и поняла Ваш первоначальный вопрос. Старший воспитатель у Вас молодец, грамотный (говорю без иронии). Это всё элементы развивающего обучения и системно-деятельностного подхода. И Вы тоже правильно поняли эту задачу (мне же Вы объяснили, что именно требуют, значит — поняли). Это не так сложно, педагоги часто делали это и до ФГОС. Простой пример с ИЗО:
          — рисовали дерево, говорили, что листочки зеленые. В конце занятия, после рефлексии, Вы можете сказать: «Мы сейчас пойдем на прогулку и посмотрим, есть ли что-то на улице, кроме деревьев и травки, зеленого цвета». А на улице увидели зеленую скамейку или детскую лопатку и «разобрали» их на свойства и предназначение.
          Сюрпризный момент является мотивацией к деятельности, особенно для раннего и младшего возраста.

          • Евгения:

            Спасибо большое за помощь и объяснения.

  10. Прочитала Ваши рекомендации по составлению ООД. Хотелось бы уточнить, вы опрались на какие — нибудь ссылки научных работников по разработке данной методики или это из личного опыта?

    • admin:

      Елена, так я и есть научный работник – доцент, кандидат наук. А опиралась я на общепринятые в развивающем обучении дидактические принципы и методические правила.

      • Наталья:

        Белла Геннадьевна — Вы просто СУПЕР!!! Низкий ВАМ поклон от педагогов воспитателей-небезразличных за терпение, Ваши знания которыми Вы не жадничаете поделиться и особенно — Ваше личное время. А самая большая благодарность за ПОЗИТИВ!!!!!

        • admin:

          Наталья, спасибо за такие добрые слова! Мне очень приятно! Буду стараться)))

  11. дарья:

    Спасибо за полезные советы

    • Наталия:

      Помогите составить конспект ОД для детей 1 младшей группы «Пейте ,дети, молоко — будете здоровы. Начиная с цели и задач.

      • admin:

        Наталия, я конспекты не разрабатываю. Может быть, кто-нибудь из коллег поможет, прочитав Вашу просьбу.

  12. Ирина:

    Белла Геннадьевна, здравствуйте!Вот придумываю конспект НОД в 1 младшей группе по речевому развитию. Тема. «Рукавичка» (русская народная сказка)
    Не могу правильно придумать цель и задачи. Мотивация-находим рукавичку, помогаем вернуть её в свою сказку. Читаем сказку. Обсуждаем кто потерял рукавичку, кто первый нашёл, второй… Составляем эту сказку по картинкам (мнемотехника). Самостоятельно в игре находим одинаковые пары рукавичек. Подводим итог- чья была рукавица? из какой сказки? Помогли её вернуть? Вообщем планирую как-то так.

    • admin:

      Ирина, очень хорошее будет занятие. Пишу коротко: цель – ознакомление со сказкой. Задачи: формировать умение отвечать на вопросы; побуждать к речевому взаимодействию; знакомить с животными посредством сказки; способствовать эмоциональному отклику на художественное произведение.

      • Ирина:

        Спасибо. а какие развивающие и воспитательные задачи можно написать?

        • Ирина:

          Белла Геннадьевна, развивающие — это , наверное «побуждать к речевому взаимодействию» и » способствовать эмоциональному отклику»? Тогда остаются воспитательные. И ещё нет интеграции… Интеграцию может что-то с игрой связать «Найди пару»? (Здесь дети находят одинаковые рукавички, повторяют цвет)

          • admin:

            Ирина, интеграция у вас будет с познавательным развитием, с физическим (вставьте физминутку или подв игру), социально-коммуникативным. Игру «Найди пару» возьмите.
            Развивающая задача: развивать восприятие художественных произведений. Воспитательная: воспитывать добрые чувства к животным.

  13. людмила:

    Бэлла Геннадьевна, каким должен быть алгоритм написания обобщения опыта по формированию ценности ЗОЖ?

    • admin:

      Людмила, алгоритм один и тот же, независимо от темы. Можно примерно так: актуальность, цель, задачи, содержание (формы взаимодействия, методы, технологии), взаимодействие с коллегами и родителями.

  14. людмила:

    Бэлла Геннадьевна, спасибо за помощь.

  15. Ирина:

    Огромное спасибо за помощь!!!

  16. Евгения:

    Белла Геннадьевна, подскажите пожалуйста, какая должна быть структура НОД по математике. мы работаем по программе Детство. а может подскажете какую-то литературу по данному вопросу.
    Спасибо

    • admin:

      Евгения, структура современной образовательной деятельности одинакова по всем образовательным областям: 1. Вводная часть (мотивационный этап). 2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап). 3. Заключительная часть (рефлексивный этап).
      Если насчет литературы, то мне нравится книга В.Ф. Петровой «Методика математического образования детей дошкольного возраста. Краткий конспект лекций». Её можно скачать в Интернете.
      У меня, здесь на сайте, есть статья, может она Вам пригодится:
      Как разработать развивающее занятие. Вот ссылка:
      http://detstvogid.ru/kak-razrabotat-razvivayushhee-zanyatie/.html

      • Евгения:

        Огромное спасибо, если можно буду обращаться за советом.

  17. Татьяна:

    Добрый день, Белла Геннадьевна. Случайно наткнулась на ваш сайт.
    Удивлена, обрадована и поражена вашим умением так просто рассказывать о сложных и не всегда понятных рядовому педагогу вопросах современного дошкольного образования. Спасибо за консультации, материалы, что есть на сайте. Думаю, что буду постоянным посетителем вашего сайта.Всего Вам доброго!

    • admin:

      Татьяна, спасибо вам за такой отзыв! Мне очень приятно! Заходите на сайт почаще! Я пишу статьи примерно раз в 7-10 дней. Тематику статей обязательно соотношу с актуальными сейчас направлениями по ФГОС или на основе вопросов, которые задают педагоги. Коллеги каждый день присылают свои статьи. Так что сайт обновляется практически ежедневно (особенно в течение учебного года).

  18. Елена:

    Помогите составить отчет о проделанной работе по самообразованию на тему «Методика проведения НОД в соответствии с ФГОС.

    • admin:

      Елена, я написала Вам на электронную почту. Посмотрите там, пожалуйста.

  19. гульнара:

    Здравствуйте,подскажите пожалуйста что такое зона ближайшего развития? Заранее спасибо.

    • admin:

      Гульнара, конечно, лучше, чем Л.С. Выготский о зоне ближайшего развития никто не скажет. Поэтому в Интернете потом посмотрите его работы. А я вам объясню совсем по-простому (без научных терминов). Пример такой: Сегодня, во время рисования, Вы показали ребёнку, как стряхивать с кисточки о край пластмассового стаканчика лишнюю воду. После Вашего показа ребёнок это действие выполнил сам. Завтра Вы ему покажете, как рисовать мазками. Ребёнок также после Вашего показа сможет рисовать мазками. Вот так потихоньку он, с Вашей помощью, будет приобретать новые знания и умения. Вы ему давали посильные (выполнимые) задания (не просили сразу нарисовать портрет или пейзаж), то есть Вы ориентировались на его зону БЛИЖАЙШЕГО развития.
      Зона ближайшего развития – та область действий и задач, которые ребенок не может выполнить самостоятельно, но может с ними справиться при помощи, поддержке и объяснении взрослого.

  20. Марина:

    Белла Геннадьевна, подскажите, какие типы занятий в детском саду сейчас по ФГОС. Интернет выдает типы уроков в школе или формы занятий: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные (или коллективные, групповые, индивидуальные и самостоятельная работа).

    • admin:

      Марина, да такие же они и остались. Подходы изменились: деятельностный, личностно-ориентированный. Сами занятия стали развивающими.

  21. Марина:

    Нашла разные варианты и совсем запуталась.

    Типы занятия:
    1 вариант
    1. занятия усвоения новых знаний и умений
    2. занятия закрепления ранее приобретённых знаний
    3. занятия творческого применения знаний и умений
    4. комбинированные занятия
    2 вариант
    1. обучающее (направленное на приобретение новых знаний)
    2. закрепляющее (применение полученных знаний на практике)
    3. итоговое занятие
    4. комбинированное
    3 вариант
    1. занятие с целью овладения новыми знаниями
    2. занятие с целью совершенствования, формирования практических умений и навыков:
    4. занятие с целью обобщения знаний, умений и навыков
    5. занятие с целью повторения
    6. занятие комбинированное
    4 вариант
    1. НОД ознакомления с новым материалом
    2. НОД проверки и коррекции знаний и умений
    3. НОД закрепления изученного
    4. НОД применения знаний и умений
    5. НОД обобщения и систематизации знаний
    6. интегрированноя ОД

    А еще по содержанию знаний:
    1. Тематические
    2. Комплексные
    3. Интегрированные

    • admin:

      Марина, такая классификация и такие варианты тоже могут быть. Но это знаниевый подход, он больше подходит к школьным урокам (и то в былые годы). В ДОУ знаниевый подход тоже применялся. ФГОС — это деятельностный подход.

  22. Марина:

    Белла Геннадьевна, дело в том, что я в настоящее время прохожу дистанционные курсы «Разработка занятия для дошкольников на основе технологии АМО в условиях внедрения ФГОС в дошкольном образовании» на АНО ДПО «Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки «Мой университет». Одно из практических заданий — поставить цели к разным типам занятий и был предложен 4 вариант. Цели поставить было не сложно, но вот типы занятий …, я тоже решила, что это больше для школ (а курс для дошкольников), поэтому заинтересовалась и «пошла» в интернет. Ваш сайт постоянно просматриваю, рекомендовала специалистам в районе, вот решила уточнить.
    Я не методист и не воспитатель, я логопед. Мы пользовались раньше типами занятий по Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной — вариант 3.
    1 вариант — это по С.А. Козловой — доктор педагогических наук, профессор.
    2 вариант — не помню уже чей, но старалась источники отбирать. (Этот вариант, как логопеда меня больше устроил бы.)

    • admin:

      Марина, спасибо Вам за хорошие слова о сайте! Мне очень приятно!
      Насчет вашего вопроса. Если у Вас такое задание, то надо его выполнять. Все варианты в принципе идентичные (похожие): получение знаний, закрепление знаний и применение знаний. Поэтому можете выбирать любой вариант. Мне кажется более современным 4-й вариант (и то из-за того, что там написано не слово «занятие», а «НОД»).

  23. Марина:

    Задание я выполнила конечно, вообщем на курсе и поясняют, что с дошкольниками они начали работать недавно, но так как я решила поучиться, то хотела углубиться в материал.
    Белла Геннадьевна, спасибо за оперативность.Солнечного лета Вам и творческих идей!

    • admin:

      Марина, Вы молодец! Не так часто можно встретить педагога, который захотел бы знать больше, чем ему положено.
      Вам тоже удачи и хорошего лета!

  24. Ольга:

    Добрый день, Белла Геннадьевна.Можно уточнить, насколько я права..1.Если идет речь об интеграция видов деятельности и образовательных областей, то о каком расписании НОД в раздевалке для родителей может идти речь?как того требуют проверяющие.
    2.Или развернутый конспект, чуть ли не с ответами детей, если мы должны дать ребенку возможность самому быть участником-конструктором образовательной деятельности?
    3. Разве можно писать в задачах:предъявить новые знания, расширить, углубить и т.д. мы совместно с ребенком или ребенок с нами получает первые представления?
    Исходя из этого, проверяющие невозмутимы: МЕТОДИКУ НИКТО НЕ отменял, а мне так хочется спросить, методику чего, обучения?

    • admin:

      Ольга, Вы умница, правда! И мыслите уже категориями будущего! Но, увы … спускайтесь на землю)))) Отвечаю на Ваши вопросы.
      1. Да, интеграция есть и должна быть. (По большому счету, интеграция была и в советское время). Но доминирующая область развития (направление) все-равно присутствует в занятии. Поэтому обозначить эту область в расписании нужно.
      2. А вот насчет развернутого конспекта Вы правы. Если уж требуют какой-то конспект, то это может быть алгоритм проведения НОД или технологическая карта.
      3. В любом случае, должно быть педагогическое сопровождение со стороны воспитателя. Оно подразумевает не только партнерское взаимодействие, но и элементы обучения. А как иначе передать опыт??? Те задачи, которые Вы написали, писать можно, а вот глагол «учить» писать в планах уже нельзя! Правильнее писать так: способствовать, развивать, формировать умение и т.д.
      Да, методику никто не отменял. Но методика ИЗМЕНИЛАСЬ!

  25. Елена:

    Здравствуйте,Белла Геннадьевна!Есть ли возможность у Вас в такой помощи?Нужно скорректировать конспект педагогического мероприятия «Еловая веточка» с позиции требований ФГОС ДО,вот данный конспект.
    Тема 7. Анализ мероприятий с детьми (вариант 2)
    «Еловая веточка» (старшая группа)
    Цель: способствовать формированию интереса к эстетической стороне
    окружающей действительности.
    Задачи.
    Обучающие:
    1. Способствовать расширению знаний детей об истории новогоднего
    праздника.
    2. Создавать условия для совершенствования умения работать в технике
    «бумагопластика».
    Развивающие:
    1. Развивать чувство композиции.
    2. Развитие мелкой моторики пальцев.
    Воспитательные: воспитывать желание доставлять радость близким людям.
    Материал: лист ватмана, цветная бумага (нарезанные полоски шириной 8 см),
    силуэты для украшения игрушки, ножницы, клей, карандаш, клеёнка,
    салфетки.
    Предварительная работа: загадывание загадок на новогоднюю тематику,
    разучивание стихов про елочку, рассматривание живых еловых веток и
    иллюстраций.
    Форма проведения: мастерская.
    Культурно-смысловой контекст: украшение помещения к празднику.
    1. Организационно-мотивационный этап.
    В: Ребята, давайте поиграем! (читает стихотворение Елены Благининой
    «Ёлка»)
    В: Ребята, а вы помните, какой зимний праздник к нам приближается?
    Д: Новый год!
    В: Правильно, скоро Новый год. Это очень весёлый и шумный праздник, а ещё
    волшебный. На Новый год многие люди загадывают самые сокровенные
    желания. И если очень верить, то желания непременно сбудутся. А кто знает,
    без чего не бывает Нового года?
    Д: Нового года не бывает без Снегурочки и Деда Мороза!
    В: Они всегда приходят к нам в гости на праздник с играми, шутками, и
    конечно, подарками. Но самая главная гостья на празднике – елочка! Ну какой
    же праздник без этой красавицы?! Разве можно представить Новый год без
    неё! Запах свежей хвои и смолы, замечательные игрушки, гирлянды, шары,
    серпантин, а на макушке – звезда. Вот такая елочка!
    А знаете ли вы, ребята, что елка на Новый год в России приходила не всегда.
    Эта традиция появилась при царе Петре1. Именно он издал указ, в котором
    велел всем жителям Москвы отмечать Новый год 1 января: зажигать в
    Новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга и
    украшать дом хвойными ветками. Мы видим на картинках, как богаты русские
    леса и ёлочку можно назвать хозяйкой русского леса. Поэтому каждый год мы
    встречаем вместе с ней.
    В: А вы знаете, почему именно елочку решили украшать в Новый год?
    В: Ребята, ель издавна играла огромную роль в традициях культуры России.
    Ель была символом верности, долголетия и даже бессмертия. С её
    природными свойствами были связаны представления о смелости, храбрости.
    А вся красота и величавость этого дерева говорила о надменности и царских
    достоинствах.
    В: вспомним, чем мы украшаем нашу елочку?
    Д: Шары, игрушки, гирлянды, мишура.
    В: в старину не было таких игрушек, и люди украшали елочки различными
    лакомствами. Это были орехи, конфеты, пряники, овощи. На ветках горели
    восковые свечи. Вы знаете, что раньше не было электричества и разноцветных
    гирлянд. Только свечи вечерами оживляли ёлочку. Блестящие шары
    появились более 100 лет назад.
    Я знаю, что все вы любите новогоднюю ёлочку и даже знаете о ней стихи.
    Давайте с вами прочитаем стихи о нашей красавице.
    Дети читают стихи по желанию.
    В: В Новый год все поздравляют друг друга с этим замечательным
    праздником. Кого мы поздравляем?
    В: Как мы можем поздравить всех родителей нашей группы?
    Дети предлагают варианты.
    2. Постановка цели.
    В: А давайте сделаем большую новогоднюю открытку для ваших пап и мам,
    бабушек и дедушек, сотрудников детского сада и всех. Кто зайдёт к нам в
    раздевалку в гости. А сделаем её на листе ватмана.
    В: показывает ватман с контуром еловой ветки.
    3. Подготовка и осуществление практической деятельности.
    В: что мы изобразим на открытке? Может, главный символ нового года?
    В: мы будем делать не обычную еловую веточку, а из бумажных петелек. Вот
    таких (показывает, как сделать петельку)
    В: Чтобы сделать елочку пушистой, нам надо много петелек из зелёной
    бумаги.
    Д: делают петельки.
    В: вот и готовы наши петельки. Сейчас мы наклеим их на ветку плотно друг к
    другу. Тогда еловая веточка будет пушистой. А затем сделаем игрушки и
    повесим на нашу елочку.
    В. Вместе с детьми выполняет коллективную работу, напоминая о том, как
    располагать иголки-петельки на елке.
    В: наши игрушки будут необычными. Сначала мы сложим бумажную полоску
    «гармошкой», будем перегибать ее плоскость вперед и назад. Будьте
    внимательны, складываем уголок к уголку, чтобы игрушки получились
    аккуратными и красивыми. Сложив гармошку, склеиваем не цветную сторону.
    У нас получается гофрированный цилиндр. Выберите себе для украшения
    цилиндра любой силуэт. Дети делают игрушку, а воспитатель – разноцветный
    серпантин и подписывает открытку.
    В: вот такие красивые у вас получились игрушки! Давайте наклеим их на нашу
    новогоднюю еловую веточку. Выбирайте место для своей игрушки. А я
    украшу серпантином.
    4. Рефлексивно-результативный этап.
    В: Ребята, посмотрите, какая красота у нас получилась! Пусть наши родители
    порадуются! А вы, ребята, молодцы! Ну какой же праздник без угощения. Я
    приготовила для вас сладкие подарочки.

    • admin:

      Елена, да, я могу откорректировать Ваше занятие. Но это платная услуга. Я пишу об этом в статье «Мои услуги».
      Если будете согласны, то напишите мне на сайт detstvogid@yandex.ru Я вышлю номер своей карты и после оплаты за 2 дня сделаю.

      • Елена:

        Здравствуйте,Белла Геннадьевна!Откорректировать конспект традиционного занятия на Фгос и ещё составить новый,уже по другой теме(связать с развитием мелкой моторики во второй младшей группе),это будет два вида услуг и платить в двойном размере?

        • admin:

          Елена, я корректирую и дополняю (если необходимо) занятия, которые мне присылают коллеги. Эта услуга стоит 500 р. Но новые занятия (с нуля) я не разрабатываю.

  26. Елена:

    Белла Геннадьевна,а такая помощь тоже платная?Соотнесите основные принципы дошкольного образования с задачами, на решение которых направлен ФГОС ДО (через решение каких задач, заявленных в ФГОС ДО достигается реализация указанных принципов).

    • admin:

      Елена, ну это уже целая контрольная работа. Да, это платно (500 р). Если Вам нужны ответы на эти вопросы, то напишите мне на почту detstvogid@yandex.ru После оплаты я вышлю Вам ответы.

  27. Аноним:

    Спасибо!

  28. наталья:

    Уважаемая Бэлла Геннадьевна, можно так сформулировать отчет по самообразованию Разработка контроля по образовательным областям

    • admin:

      Наталья, лучше так: Разработка методического инструментария (можно написать проще: методических документов) по осуществлению контроля за качеством образовательного процесса в ДОУ.

  29. наталья:

    Спасибо большое!!!

  30. Татьяна:

    Добрый день, Бэлла Геннадьевна!Сделайте, пожалуйста, ссылку на Закон об образовании в РФ, в котором говорится, что в образовательные задачи входят и обучающие и воспитательные. Спасибо большое.

  31. Татьяна:

    Добрый день,Бэлла Геннадьевна! Отправьте, пожалуйста, ссылку на закон об образовании в рф, где написано,что в образовательные задачи входят и обучающие и воспитательные задачи. Спасибо большое.

    • admin:

      Татьяна, в законе про задачи не написано. Написано, что образование – это воспитание и обучение.
      Вот выдержка из закона:
      «Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
      Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
      1) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения»

      • Татьяна:

        Спасибо большое, просто мне надо доказать педагогам, что это правильно. Потому что они привыкли писать образовательные, развивающие и воспитательные задачи в конспекте. Еще раз благодарю за ответ.

        • admin:

          Татьяна, молодец! Правильнее писать такие названия для задач: 1.Обучающие 2. Развивающие 3. Воспитательные.
          Можно, конечно, и так: 1. Образовательные (сюда войдут обучающие и воспитательные). 2. Развивающие. Но этот вариант применяют реже.

  32. марина:

    Добрый день,Бэлла Геннадьевна!Совершенно случайно попала к Вам на сайт.Спасибо за Ваш труд. Все доступно, актуально и очень полезно. Мне хотелось бы получить ответ на следующие вопросы:
    1. Расписание НОД, учебный план все же должно быть? На сайте ФИРо есть рекомендации о том, что всю деятельность воспитатель планирует с детьми и от их инициативы зависит чем будет заниматься группа, поэтому сетки занятий не может быть
    2. Должен ли воспитатель писать рабочую программу? По тем же материалам:
    в квалификационных характеристиках и профессиональном стандарте нет требований к воспитателю по разработке рабочих программ, есть участие в розработке ООП ДОУ.Как правильно поступать?

    • admin:

      Марина, спасибо Вам за такой хороший отзыв! Очень приятно!
      Теперь ответы на вопросы.
      1. Даже если мы сейчас работаем в соответствии с современными подходами и ориентируемся на детей, их интересы и запросы, то ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ образовательного процесса никто не отменял. Нельзя пускать всё на самотёк! А то получается слишком природосообразный подход)))
      2. Да, в законодательных документах не упоминается о рабочей программе. Она входит в разряд, так называемых, рекомендуемых документов. Как считается, она нужна опять же для лучшей организации образовательного процесса. Тут не могу сказать что-то против неё или в пользу её. Узаконить написание можно издав в ДОУ какое-нибудь «Положение о рабочей программе». Вроде бы не приказ, а Положение, но настоятельно-рекомендательного характера для исполнения))))

      • марина:

        Бэлла Геннадьевна!
        Спасибо Вам за ответ. Ответ на первый вопрос помогает расставить все по местам и я с ним полностью согласна. Но все же закрадываются сомнения по поводу реализации ФГОС (что хотели авторы?). Перестроится педагогам крайне сложно, особенно когда не знаешь в какую сторону. Мы и раньше проводили интегрированные занятия в игровой форме…
        А вот с составлением рабочих программ я все же не согласна. Есть ООП учреждения, в ней все прописано. Получается что воспитатель переписывает уже готовый материал.
        Бэлла Геннадьевна, а может рабочая программа нужна там, где идет реализация программ сверх ООП? Но они все равно должны входить в ООП. Ваша позиция мне понятна, это я размышляю вслух…
        Спасибо Вам еще раз за неравнодушие, это здорово когда можно обратиться за советом и поделиться своими размышлениями,получить грамотную консультацию. Здоровья Вам,благополучия, удачи и успехов во всех делах!

  33. наталья:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Обращаюсь к Вам за помощью . Помогите, пожалуйста, сформулировать тему самообразования.Инновационные методы работы с семьей

    • admin:

      Наталья, честно говоря уже инновационных методов не осталось, все методы стали традиционными))))
      Может быть, так :
      1. Взаимодействие с родителями по речевому развитию (или познавательному, или физическому, или …) детей дошкольного возраста в условиях единого информационно-образовательного пространства. (Это всё про ИКТ).
      2. Педагогическое сопровождение образовательных инициатив семьи по развитию творческих способностей дошкольников.
      3. Взаимодействие с родителями в процессе проектной деятельности по развитию инициативности и самостоятельности дошкольников.

  34. наталья:

    спасибо большое за помощь.

  35. Анна:

    Спвсибо огромное) Есть конспекты — примеры по этому алгоритму?

    • admin:

      Анна, нет, конспекты я не разрабатывала.