Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС

воспитат

Уважаемые коллеги, предлагаю примерный образец конспекта непосредственно образовательной деятельности. Это не значит, что вся страна должна писать именно так. В каждом регионе могут быть свои традиции написания конспектов. Самое главное – конспект должен отражать современные тенденции развития дошкольников и быть методически грамотным.

Прежде всего, следует заметить, что четкого замещения слову «занятие» на данный момент нет. В одних регионах называют «непосредственно образовательная деятельность» (НОД), в других — «организованная образовательная деятельность» (ООД), в третьих — «образовательная ситуация» (ОС). Все эти определения правильные, так как отражают конкретную образовательную деятельность.
Но в защиту слова «занятие» хочу сказать, что педагоги-дошкольники всегда вкладывали в это понятие немного иной смысл, чем, например, учителя школы. Занятие у нас проходило в игровой форме, с различными проблемными ситуациями, сюрпризными моментами и хорошей двигательной активностью воспитанников. Никогда в детском саду не было чисто учебного занятия!

Итак, конспект:
1. Заголовок. В заголовке не обязательно писать название НОД (например, конспект непосредственно образовательной деятельности «В гостях у Петрушки»). Можно просто обозначить направление деятельности («Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию»). Написать возраст (группу) детей (для детей старшего дошкольного возраста).

2. Можно после заголовка указать приоритетную образовательную область в процессе НОД и желательно интеграцию с другими образовательными областями, а также интеграцию детских видов деятельности.

3. Указываются формы организации коллективной деятельности (работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми) и самостоятельной деятельности детей (если она запланирована).

4. Далее указывают: материал и оборудование; предварительную работу; планируемые результаты.

5. Задачи. Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые коллеги пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т.е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много.
И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 35 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
Можно слово «задачи» заменить фразой «программное содержание».
В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать — «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать», «приобщать» и т.д.
Задачи можно разделить на 3 группы: развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие). Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные.

6. Ход непосредственно образовательной деятельности. Основные моменты самой образовательной деятельности я отразила в статье «Как разработать развивающее занятие», так как любая образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей.

Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. В конспекте прописывается эта ситуация.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В конспекте прописываются образовательные ситуации, проблемные ситуации, игровые ситуации, ситуации общения, речевые упражнения, дидактические игры и др. В процессе данных ситуаций и игр детям даются новые знания, закрепляются уже полученные, решаются проблемные вопросы.

Заключительная часть (рефлексивный этап). В конспекте написать вопросы воспитателя, при помощи которых он фиксирует у воспитанников новые понятия и новые знания, а также помогает детям анализировать собственную и коллективную деятельность в процессе НОД.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

21 комментариев к записи “Как правильно разработать конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС”

  1. Ольга Желтышева:

    Бэла Геннадьевна! В очередной раз хочу поблагодарить Вас за доступность и простоту изложения. В 2014 году нас «галопом» обучали по ФГОС ДО, и только «резали» и «резали» наши конструкты: то мы не так формулируем, то не в соответствии и т.д. А нужны были именно методические рекомендации. На заседании ГМО музыкальных руководителей, путём долгих обсуждений, поисков информации в сети Интернет, опираясь на свой опыт, полученные знания мы пришли к общему шаблону.нам методист не разрешает писать «занятие» . Мне очень приятно, что наше мнение совпало с Вашим.

    Если Вы не против, на следующем заседании ГМО, я ознакомлю коллег с Вашими рекомендациями.

    • admin:

      Ольга, спасибо большое за добрые слова! Я рада, что могу помочь коллегам и совсем не против, если Вы ознакомите их с моими советами и подсказками.

  2. Марина:

    Читаю Ваши комментарии и восхищаюсь! Большое спасибо Вам за такой полезный для всех нас (сотрудников ДОУ) труд! Низкий поклон Вам!!!

    • admin:

      Марина, спасибо-спасибо большое! Я правда рада, что все эти записи нужны и полезны коллегам.

  3. Спасибо за изложение простым, доступным пониманию, языком. Содержание статьи ясно и понятно. Информация очень полезна. Большое спасибо.

    • admin:

      Татьяна, спасибо за добрые слова! Буду рада, если информация пригодится в работе.

  4. татьяна Дёмкина:

    Бэла Геннадьевна! Большое спасибо зато. что Вы палочка- выручалочка! Очень полезный и нужный материал.Обязательно поделюсь со своими коллегами/

  5. Эльвира:

    Бэла Геннадьевна!Спасибо большое за полезную информацию. Бэла Геннадьевна, подскажите пожалуйста, как правильно разрабатывать интегрированный конспект занятий. Заранее спасибо!!!

    • admin:

      Эльвира, сейчас все занятия должны быть развивающими и интегрированными (т.е. интеграция образовательных областей, различных видов деятельности и форм взаимодействия педагога с детьми). Я, может быть, не очень акцентировала в статье, что это интегрированное занятие, но имела в виду именно его. Поэтому разрабатывайте в соответствии с этими рекомендациями и рекомендациями в статье «Как разработать развивающее занятие» (Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-razrabotat-razvivayushhee-zanyatie/.html).

  6. Ирина:

    Белла Геннадьевна, добрый вечер! Подскажите пожалуйста, как правильно писать «Непосредственно образовательная деятельность», «Непрерывно образовательная деятельность» или «Непрерывно непосредственная образовательная деятельность»? Дело в том , что воспитатель из нашего сада в этом году принимает участие в конкурсе «Воспитатель года», она написала конспект НОД, как непрерывно образовательная деятельность, а её поправляют , что не так.

    • admin:

      Ирина, правильнее: непосредственно образовательная деятельность.

      • Аноним:

        Я тоже так считаю. А каким документом можно подтвердить? Ей сказали- непрерывно непосредственная деятельность

  7. Ирина:

    Точнее сказали писать «Непрерывно непосредственная образовательная деятельность». Может и так правильно? Или где-то можно точнее об этом узнать, может в законе РФ об образоании…

    • admin:

      Ирина, сейчас есть разные формулировки: непосредственно организованная деятельность (НОД), специально организованная образовательная деятельность, организованная образовательная деятельность. Значит, придумали и странноватую (на мой взгляд) формулировку: непрерывно непосредственная образовательная деятельность. Пусть педагог напишет так, как ей посоветовали. Не надо спорить с начальством перед конкурсом.

  8. Ирина:

    Спасибо!!!Это точно!

  9. Евгения:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Помогите разъяснить ситуацию. От нас требуют в заключительной части НОД давать предпосылку на следующий вид деятельности. Должно ли так быть?

    • admin:

      Евгения, не совсем поняла вопрос. Видимо, от Вас требуют мотивировать детей на самостоятельное освоение различных способов той деятельности, по которой было занятие? Напишите, пожалуйста, подробнее.

      • Евгения:

        Сейчас попробую объяснить. В заключительной части НОД мы должны задать мотивацию на следующий вид деятельности. Например, проходит у нас нод по изодеятельности , где в начальной части есть проблема, а в конце мы должны задать проблему или мотивацию на следующее занятие или прогулку, или другую деятельность. У нас это называют «предпосылки на следующий вид деятельности». Я искала, но нигде не нашла в интернете ни «термина» такого, ни чего-то подобного. Нам ст.воспитатель сказала, что это и есть существенное отличие НОД по ФГОС от обычного занятия. Но, на сколько я понимаю, в заключительной части НОД мы должны подтолкнуть ребёнка на рефлексию. Вот мне и не понятно, как должно заканчиваться занятие, если оно переходит в следующее занятие. И ещё есть вопрос: является ли «сюрпризный момент» мотивацией к деятельности в младшей группе (3-4 года)? Помогите разобраться, пожалуйста.

        • admin:

          Евгения, ну я примерно так и поняла Ваш первоначальный вопрос. Старший воспитатель у Вас молодец, грамотный (говорю без иронии). Это всё элементы развивающего обучения и системно-деятельностного подхода. И Вы тоже правильно поняли эту задачу (мне же Вы объяснили, что именно требуют, значит — поняли). Это не так сложно, педагоги часто делали это и до ФГОС. Простой пример с ИЗО:
          — рисовали дерево, говорили, что листочки зеленые. В конце занятия, после рефлексии, Вы можете сказать: «Мы сейчас пойдем на прогулку и посмотрим, есть ли что-то на улице, кроме деревьев и травки, зеленого цвета». А на улице увидели зеленую скамейку или детскую лопатку и «разобрали» их на свойства и предназначение.
          Сюрпризный момент является мотивацией к деятельности, особенно для раннего и младшего возраста.

          • Евгения:

            Спасибо большое за помощь и объяснения.