Как разработать развивающее занятие

При разработке развивающего занятия педагог должен так организовать совместную деятельность, чтобы она была направлена на формирование познавательной самостоятельности, развитие мышления и речевой активности.

Разберем развивающее занятие на примере темы «Транспорт». Основная задача: выяснить вместе с детьми, для чего людям нужен транспорт?
Структура занятия:
Вводная часть (мотивационный этап). Педагог должен мотивировать детей на включение в познавательную (или игровую) деятельность при помощи проблемной игровой ситуации.
Например, Буратино написал письмо, приглашает в гости. Проблема: Буратино живет далеко, как мы попадем к нему?
Итог вводной части: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап). В основной части педагог:
1. Применяет педагогические методы, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и речи.
Педагог активизирует мышление детей при помощи поисковых и проблемных вопросов.
Поисковые вопросы: где? куда? откуда? как? когда? какой? Поисковые вопросы развивают наблюдательность и внимание.
Проблемные вопросы: почему? зачем? что было бы, если бы? Эти вопросы требуют определенной мотивации ответов, осмысления причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций и непосредственно связаны с развитием логического мышления.
Вопросы должны способствовать образованию суждений. Педагог помогает выдвигать предположения, гипотезы, обосновывать их и делать выводы. Благодаря применению этих вопросов повысится речевая активность детей.
Например, педагог спрашивает: «Ребята, вы пришли пешком или приехали сегодня в детский сад?» (Обращается отдельно к Тане, Саше и т.д.). Затем вопрос на осмысление: «Почему пришли пешком, а не приехали?». Ответы детей: «Пришли пешком, потому что детский сад находится рядом с домом». Затем можно спросить про родителей: «А твоя мама, Машенька, поехала на работу или пошла пешком?». Происходит анализ ситуации ребенком и объяснение: «Мама работает далеко от дома, поэтому она поехала на автобусе». Далее — обобщающий вопрос педагога, который подводит детей к формулированию выводов: «Так для чего же людям нужен транспорт?».
2. Использует дидактические игры.
Например, творческая игра по ТРИЗ-технологии «Хорошо-плохо». Ехать в автобусе хорошо, потому что быстро, тепло и т.д. Ехать в автобусе плохо, потому что может случиться авария; в автобусе, когда много людей, очень тесно и т.д.
Или дидактическая игра «Собери автобус» (из пазлов, нарисованных частей автобуса).
Можно предложить упражнение на развитие внимания и наблюдательности — парные картинки с нарисованными автобусами, содержащими различия.
Желательно использовать предметные действия с моделями и схемами, а также приемы сравнения и обобщения. Возможны коллективные и индивидуальные формы работы (в парах, группах).
3. Вовлекает детей в различные виды деятельности. В процессе деятельности дети овладевают новыми знаниями и способами действия.
Например, педагог спрашивает: «Можно ли из мебели (или строительных кубиков) в группе собрать автобус?», «А из чего еще можно сделать автобус?». Дети предлагают свои варианты, конструируют автобус и на нем «едут» к Буратино.
Итог основной части: происходит усвоение нового способа действия или нового знания.

Заключительная часть (рефлексивный этап). Необходимо зафиксировать новые понятия и новые знания. Вопросы взрослого:
— В какие игры мы сегодня играли?
— Вы смогли выполнить задания?
— Так для чего людям нужен транспорт? и др.
Итог заключительной части: происходит анализ детьми собственной и коллективной деятельности на занятии.

Важно не только разработать развивающее занятие, но и провести грамотный педагогический самоанализ этого занятия.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

7 комментариев к записи “Как разработать развивающее занятие”

  1. Евгения:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна, хочу сказать Вам большое спасибо за материалы, которые опубликованы на Вашем сайте. Много интересной информации, изложенной в доступной форме. Ещё раз большое спасибо!!!

  2. admin:

    Спасибо большое за добрые слова!

  3. Елена:

    Здравствуйте. Было бы замечательно прикрепить к данной статье еще и пример какой либо НОД

  4. Светлана:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна. Случайно попала на ваш сайт, молодому специалисту он в помощь, нашла много нужной информации.
    Хотелось поддержать просьбу Елены ,прикрепить к данной статье пример НОД. Я работаю на второй группе раннего возраста, и у меня возникли трудности в составление открытого показа НОД по развитию речи в соответствие ФГОС. Спасибо.

  5. admin:

    Светлана, я в статье про деятельностный подход сделала ссылки на некоторые НОД. Для Вас подойдет пятая по счету ссылка (на занятие для младшей группы про кошку и котят). Вот эта статья
    http://detstvogid.ru/chto-nuzhno-znat-o-deyatelnostnom-podhode/.html

  6. Светлана:

    Спасибо большое,за материал.Очень интересно.

  7. Светлана:

    Спасибо большое, за интересный материал.