Что нужно знать о деятельностном подходе

вос-тел

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности дошкольников, при котором они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в  процессе познания.

В настоящее время деятельностный подход является основой для организации  всего образовательного процесса в ДОУ.

Основные идеи деятельностного подхода в дошкольном образовании:

  1. Психика ребенка развивается в деятельности.
  2. На основе внешней деятельности с предметами и объектами формируется внутренняя (интеллектуальная) деятельность.
  3. Каждый этап психического развития ребенка характеризуется ведущим видом деятельности.
  4. Индивидуальные особенности ребенка влияют на отношение его к деятельности и качество освоения деятельности.

Таким образом, педагог должен помнить, что ребенок  как личность развивается в деятельности. Только через собственную деятельность он  усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества.

Поэтому необходимо построить такое взаимодействие, при котором будет происходить не передача готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач. Знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в процессе активных действий самих дошкольников.

Решение проблемных ситуаций подразумевает и определенный уровень трудности, ведь у ребенка нет готовых способов их разрешения, ему необходимо найти решение самостоятельно. В результате у воспитанников  развивается способность к поисковой деятельности, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях.

Приведу один пример, в котором очень хорошо виден алгоритм решения подобных проблемных ситуаций.

Детям было пред­ложено задание: перенести строительные ку­бики в противоположный угол игровой комнаты (группы) как можно быстрее. (Мотивация: нужно помочь поросятам очень быстро построить домик, чтобы спрятаться в нем от волка.) Дети, толкаясь и мешая друг другу, постарались быстро перенести в руках кубики в противоположный угол группы.

Педагог похвалила их и спросила: «А как ещё можно было быстро перенести кубики? Какие ещё есть способы?». И оказалось, что дошкольники знают много других способов решения этой ситуации:

— положить кубики в кузов игрушечной машины и перевезти;

— встать  плечом к плечу и передавать кубики из рук в руки по цепочке;

— положить кубики в большую сумку и перенести и др. способы.

Самое главное — дети поняли, что есть различные способы решения данной проблемы.

В этом суть деятельностного подхода — не только усвоить конкретные знания и навыки, но и овладеть способами действий (как это сделать), то есть научиться управлять своей деятельностью.

Чтобы применять деятельностный подход, педагогу нужно обязательно использовать активные методики и образовательные технологии. (Несколько технологий я полностью раскрыла в книге «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей» в разделе 3. «Применение технологий по некоторым направлениям развития дошкольников»).

Получается, что ребенок у нас уже не объект, а участник своего же обучения. Педагог в этом случае — не единственный источник знаний, а наставник, помощник и консультант.

Примеры деятельностного подхода в конспектах занятий можно посмотреть по этим ссылкам:

http://detstvogid.ru/eksperiment-shou/.html

http://detstvogid.ru/v-gosti-k-yozhiku-i-ego-druzyam/.html

http://detstvogid.ru/gorod-selo/.html

http://detstvogid.ru/sekretyi-vodyi/.html

http://detstvogid.ru/koshka-i-kotyata/.html

http://detstvogid.ru/vkusnaya-igra/.html

http://detstvogid.ru/takie-raznyie-rasteniya/.html

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.