
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности дошкольников, при котором они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания.
В настоящее время деятельностный подход является основой для организации всего образовательного процесса в ДОУ.
Основные идеи деятельностного подхода в дошкольном образовании:
- Психика ребенка развивается в деятельности.
- На основе внешней деятельности с предметами и объектами формируется внутренняя (интеллектуальная) деятельность.
- Каждый этап психического развития ребенка характеризуется ведущим видом деятельности.
- Индивидуальные особенности ребенка влияют на отношение его к деятельности и качество освоения деятельности.
Таким образом, педагог должен помнить, что ребенок как личность развивается в деятельности. Только через собственную деятельность он усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества.
Поэтому необходимо построить такое взаимодействие, при котором будет происходить не передача готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач. Знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в процессе активных действий самих дошкольников.
Решение проблемных ситуаций подразумевает и определенный уровень трудности, ведь у ребенка нет готовых способов их разрешения, ему необходимо найти решение самостоятельно. В результате у воспитанников развивается способность к поисковой деятельности, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях.
Приведу один пример, в котором очень хорошо виден алгоритм решения подобных проблемных ситуаций.
Детям было предложено задание: перенести строительные кубики в противоположный угол игровой комнаты (группы) как можно быстрее. (Мотивация: нужно помочь поросятам очень быстро построить домик, чтобы спрятаться в нем от волка.) Дети, толкаясь и мешая друг другу, постарались быстро перенести в руках кубики в противоположный угол группы.
Педагог похвалила их и спросила: «А как ещё можно было быстро перенести кубики? Какие ещё есть способы?». И оказалось, что дошкольники знают много других способов решения этой ситуации:
— положить кубики в кузов игрушечной машины и перевезти;
— встать плечом к плечу и передавать кубики из рук в руки по цепочке;
— положить кубики в большую сумку и перенести и др. способы.
Самое главное — дети поняли, что есть различные способы решения данной проблемы.
В этом суть деятельностного подхода — не только усвоить конкретные знания и навыки, но и овладеть способами действий (как это сделать), то есть научиться управлять своей деятельностью.
Чтобы применять деятельностный подход, педагогу нужно обязательно использовать активные методики и образовательные технологии. (Несколько технологий я полностью раскрыла в книге «Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для воспитателей» в разделе 3. «Применение технологий по некоторым направлениям развития дошкольников»).
Получается, что ребенок у нас уже не объект, а участник своего же обучения. Педагог в этом случае — не единственный источник знаний, а наставник, помощник и консультант.
Примеры деятельностного подхода в конспектах занятий можно посмотреть по этим ссылкам:
http://detstvogid.ru/eksperiment-shou/.html
http://detstvogid.ru/v-gosti-k-yozhiku-i-ego-druzyam/.html
http://detstvogid.ru/gorod-selo/.html
http://detstvogid.ru/sekretyi-vodyi/.html
http://detstvogid.ru/koshka-i-kotyata/.html
http://detstvogid.ru/vkusnaya-igra/.html
http://detstvogid.ru/takie-raznyie-rasteniya/.html
Бэла Геннадьевна здравствуйте! А вот по математике пример для младшей группы можно посмотреть! Спасибо
Анна, еле нашла. Посмотрите, может подойдет.
http://detstvogid.ru/igryi-s-matreshkami/.html
http://detstvogid.ru/progulka-v-les/.html