Для того, чтобы обеспечить вариативность и разнообразие образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников, я рекомендую организовать работу в этом направлении в рамках творческих проектов.
Преимущества творческих проектов:
— расширяются границы образовательного пространства. Взаимодействие педагога и детей происходит не только в группе детского сада, но и в музеях, на выставках, во время прогулки и других мероприятиях;
— вовлекаются в проектную деятельность другие люди: взрослые (родители, педагоги дополнительного образования, художники и мастера народного искусства, работники музеев, библиотек и др.) и дети разного возраста с целью обогащения художественно-эстетического опыта дошкольников;
— процесс реализации проекта всегда проходит в рамках деятельностного подхода (обсуждаются проблемы на всех этапах проекта, осмысливаются полученные результаты, принимаются решения о дальнейших действиях);
— в качестве продуктов проекта присутствуют четкие результаты деятельности (рукотворные поделки, книжки, альбомы, коллекции, презентации и др.).
Задачами художественно-творческого проекта будут:
- Развитие художественного восприятия.
- Формирование эстетических чувств и эмоций.
- Развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка.
- Приобщение к элементарным знаниям в области искусства.
- Развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества.
- Формирование основ художественно-творческой культуры личности.
Методы и приемы проекта характеризуются гибкостью и обеспечивают многогранность художественного развития дошкольников. Это могут быть традиционные искусствоведческие беседы и рассказы, экскурсии в музеи на выставки, прогулки и познавательные экскурсии по городу (посёлку). А также современные методы и приемы: мастер-классы, проблемные, поисковые ситуации, игровые развивающие ситуации, экспериментирование и др.
В качестве основных целевых ориентиров данные проекты выделяют художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетических потребностей и способностей, освоение дошкольниками культурных форм общения с искусством.
Посмотреть образцы творческих проектов можно здесь:
http://detstvogid.ru/teatralnaya-studiya/.html
http://detstvogid.ru/russkaya-narodnaya-igrushka/.html
http://detstvogid.ru/ovoshhi-i-fruktyi-2/.html
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,
доцент, кандидат педагогических наук.
Здравствуйте, Бэла Геннадьевна!Подскажите, пожалуйста, на какие нормативные акты необходимо обратить внимания, формулируя актуальность тему проекта? Спасибо.
Татьяна, наши основные нормативные документы — это «Закон об образовании в РФ», ФГОС ДО и СанПиН. Практически во всех случаях их надо прописывать. Из этих документов желательно взять небольшой текст (цитаты), подтверждающий актуальность темы. Ну и обязательно подтвердить практическими моментами из жизни группы. Например, дети не умеют взаимодействовать друг с другом, не развита речь, поэтому был выбран проект по формированию коммуникативных навыков.
Спасибо, Бэла Геннадьевна!