Овощи и фрукты

Творческий проект

«Овощи и фрукты»

для детей средней группы

 

Соколова Оксана Викторовна,

воспитатель МБДОУ № 130,

г. Мурманск

 

 

Тип проекта:  познавательный, творческий.

Вид проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети средней группы в возрасте 4-5 лет, воспитатели, родители.

Актуальность:

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

 Штампами может быть все ,что угодно и это есть в каждом доме, это увлекательно и здесь нельзя ошибиться ,сделать что-то не так. Все «неправильное» может сию минуту стать правильным.
«Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником.
У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования печаткой.

Задачи:

Образовательные:

закрепить названия овощей и фруктов , познакомить со способом печати, образованной непосредственно с того или иного овоща и фрукта;

— побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования;

— содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;

— стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

— прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;

— создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса;

— развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию;

 — развивать чувство ритма, эстетическое восприятие, навык контроля.

Воспитательные:

— воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально;

— прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Методы реализации проекта:

— метод обследования, наглядности;

— словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);

— практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);

— проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);

— сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);

— мотивационный (убеждение, поощрение).

Планирование результатов проекта:

Дети:

— познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;

— получат практические навыки и умения по использованию техники печатанья, рисования пальчиками;

— появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования;

— обогатится словарь детей

Основное содержание

Предварительный этап (организационный):

— обследование темы, мотивация ее выбора;

— определение цели и задач проекта;

— подбор литературы, пособий, дидактического материала;

— обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта;

— составление тематического планирования работы с детьми, родителями;

— разработка содержания НОД.

Основной этап (практический):

Проведение:

— НОД по рисованию в нетрадиционной технике, познанию.

— Дидактических игр с детьми.

— Итогового развлечения.

— Организация выставки.

Описание проекта

Как возникла идея проекта? Моя воспитанница принесла одно яблоко в сад, чтобы угостить  друзей. Я разрезала яблоко пополам и оставила лежать на салфетке. Тут  мы выяснили, что друзей у девочки значительно больше и этого недостаточно на всех. Пока ждали всех друзей, яблоко лежало и темнело. Мальчик увидел интересный отпечаток,  которое осталось от яблока. Он заинтересовал многих детей. Дима предложил покрасить яблоко краской и сделать еще отпечатки.  И мы покрасили срез  желтым и красным  и напечатали много яблок на бумаге. Дети очень радовались. После этого мы задумались, а какими фруктами и овощами можно еще рисовать.

Непосредственно образовательная деятельность

1 день

  1. Познание «Овощ или фрукт?

Цель: закреплять умение различать овощи и фрукты с помощью дидактических игр «Чудесный мешочек», «Что где растет?»

  1. Рисование «Овощи и фрукты на скатерти»

 Задачи: Познакомить с приемами печати овощами и фруктами(яблоко, груша, картофель, морковь). Развивать чувство композиции и ритма. Закреплять навыки рисования гуашью.

 В первый день я принесла  морковь, картофель,  лук, лимон. Из поролона и гуаши, разведенной с водой, получилась штемпельная подушка, которую я поместила в обыкновенные мыльницы. Я разрезала овощи пополам, дети обмакивали срез в краске  и прижимали штамп-овощ к бумаге. Экспериментируя с печатками-овощами, мы пришли к выводу, что если печатаешь с силой, то отпечаток получается более четкий, чем больше краски и меньше воды, тем отпечаток ярче, темнее. Наиболее четкий, насыщенный оттиск дает картофель (крахмал хорошо впитывает краску). Дети пришли к выводу, что светлые оттиски нам нужны для изображения какого-то фона, а насыщенные какого-то отдельного предмета. Очень важно при печатании делать срез как можно равнее, иначе на отпечатке, например, от моркови, проявляются белые пятна там, где отпечаток неплотно прилегал к бумаге. Для рисования фона или нечетких объектов – это даже хорошо.

3 день  Овощи танцуют!»

  1. Познание: дидактическая игра «Нарисуй нитками»

Задачи: закреплять цвета  и формы овощей, развивать моторику.

       2. Рисование.

Задачи: упражнять в печатании овощами (морковь,разрезанная пополам вдоль, картофель, лук), закреплять умение дорисовывать детали     ( глаза, руки, ноги, чтобы их оживить) , используя в рисовании ватную палочку, развивать чувство композиции, воображение.

Сначала дети активно  пририсовали к отпечатку руки, ноги, глаза, шляпу. Затем дети заметили, что отпечатки овощей и фруктов похожи не только на самих себя, но и на другие предметы, например, отпечаток луковицы похож на цветок, солнышко  , а картошки на тучу , из них можно составить и другие объекты : бабочку, гусеницу, превратить их в знакомых животных лисичку, лягушку, человечка. Дети огромным интересом и желанием фантазировали.

3 день  «В саду урожай!»

  1. Дид. игра «Узнай на вкус»(с закрытыми глазами).

Задачи: определять фрукты по вкусу, закрепить название фруктов.

  1. Рисование.

 Задачи:  познакомить со способом печати листом китайской капусты, закрепить умение дорисовывать детали, упражнять в печатании на оттиске (дереве) срезами овощей.

Сначала мы учились рисовать деревья. Для этого кусочком поролона дети наносили гуашь на целый лист капусты, затем переворачивали,  прикладывали намазанной стороной лист на фон и прижимали руками крепко.Дети удивились, как оттиск был похож на дерево.

 Дальше стали думать, как нарисовать  фрукты. Примерили яблоко, грушу, но пришли к выводу, что размер слишком велик. Тогда дети предложили рисовать срезами моркови и маленькой луковицы (брали только сердцевину). И мы приступили к созданию коллективной композиции. Потом вспомнили, что в саду еще есть кусты с ягодами и стали рисовать кусты половинкой листа китайской капусты, а ягоды ватной палочкой. В результате у нас  в саду растут яблоня, слива, груша, кусты смородины, малина.

4 день  «Вот и овощи созрели!»

  1. Дид .игра «Собери фрукты в корзину, овощи в ящик».

Задачи:  продолжать закреплять знания об овощах и фруктах, их форме, цвете, месте сбора урожая.

  1. Рисование.

Задачи: закрепить умения рисовать штампами из овощей, соединяя их между собой с целью получения грядки, закреплять умения подбирать штампы по размеру и цвету.

Грядку для овощей мы рисовали срезом картофеля, нанося отпечатки, располагая хаотично, даже накладывая друг на друга. Для рисования моркови использовали срез моркови небольшого размера, капусту рисовали срезом свернутого листа белокочанной капусты, свеклу срезом луковицы, помидоры морковью, разрезанной поперек.

В  последний 5 день нам осталось закончить картину и применить полученные навыки и фантазию. Из отпечатков картофеля мы нарисовали облака, из луковицы солнце, из свернутой капусты цветы, из яблока бабочку, из моркови птичку на дереве, из огурца гусеницы.

Развлечение «В деревне у бабушки»

Задачи: Создать радостного настроения, закрепить знания об овощах и фруктах, привлечь родителей к организации выставки и развлечения.

Заключительный этап (итоговый):

— Самоанализ проделанной работы, оценка результатов, формирование выводов.

— Беседы с родителями.

— Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению.

Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностная,  познавательно-речевая, художественно-творческая, а также чтение художественной литературы, музыка.

Реализация проекта:

Деятельность педагога:

  1. Подбор соответствующего материала, литературных источников, иллюстраций  с изображением овощей и по техникам нетрадиционного рисования.
  2. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:

— альбом  по многообразию способов нетрадиционного рисования печаткой;

— изготовить дидактические игры.

  1. Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.

Работа с детьми:

— Проведение непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству, познанию.

— Рассматривание овощей и фруктов, выделение существенных признаков.

— Знакомство с техникой рисования «печатание овощами».

— Дидактические игры «Овощи, фрукты»,  «Нарисуй нитками овощи и фрукты», «На что похоже?», «Волшебные картинки».

— Прослушивание аудиозаписи  музыкальных пьес и театральных шумов.

— Чтение  «Мешок яблок» В. Сутеева, «Сказка про фрукты» Е. Бацевой, «Война грибов с ягодами» обр. В. Даля, «Вершки и корешки» русская народная сказка.

— Организация выставки детских работ, создание коллективной работы

— Подготовка и участие детей в итоговом развлечении.

Работа с родителями:

— Памятка для родителей «Нетрадиционные способы рисования»

— Участие родителей в подготовке и проведении развлечения.

Заключение

 Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.

Анализ результатов

В ходе  реализации проекта достигнуты определенные результаты:

— В группе организована выставка детских работ по нетрадиционным способам рисования.

— У детей сформировались устойчивые знания и практические умения по данным видам нетрадиционного рисования.

Развит устойчивый познавательный интерес к изобразительному искусству в целом.

— Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.

Выводы:

Данный проект помог развить в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.

Родители стали более компетентны в вопросах развития  художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое.

Все вместе мы решили продолжить знакомство с нетрадиционными способами рисования через организацию новых проектов.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.