Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Овощи и фрукты»
для детей средней группы
Демьяненко Анна Александровна,
воспитатель МКДОУ № 165,
г. Новосибирск
Задачи:
- Закрепить умения правильно называть овощи, фрукты, описывать их цвет и форму, размер.
- Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов.
- Закрепить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Уточнить представления о порядковом счете (в пределах 5) .Воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение к труду.
Интеграция областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдения, беседа (личный опыт) .
Словарная работа: огородник.
Дидактический наглядный материал: демонстрационный — муляжи овощей, фруктов, игрушка — медведь, скатерть для игры, корзина для фруктов, 2 обруча, раздаточный — овощи и фрукты из солёного теста, краски, кисти.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Организационный момент.
Воспитатель:
Добрый день! Веселый час!
Очень рада видеть вас.
Вы друг другу повернитесь, улыбнитесь.
И тихонечко садитесь.
Общая организационная игра «Когда это бывает?»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем. Я буду называть дела, которыми мы с вами занимаемся в течение суток, а вы части суток, когда мы это делаем.
Дети: Хорошо. Поиграем.
Воспитатель:
— Просыпаемся …
— Гуляем …
— Чистим зубы …
— Идем домой …
— Спим …
(В группе сидит Мишка).
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Надо его найти и спросить что случилось. Ребята, это наш Мишка-топтышка. Что случилось, Мишка?
Мишка: Мой друг Зайчик посадил у себя в огороде и фрукты, и овощи. А, я не знаю что это такое «фрукты и овощи». Ребята, давайте расскажем Мишке все, что мы знаем о фруктах и овощах.
- Основная часть.
Игровое упражнение «Посадим огород»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посадить огород для Мишки. А, что там будет расти, мы узнаем из загадок. Разгадав загадки, воспитатель показывает картинки с овощами, и дети высаживают их в огороде.
— Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая (морковь)
— Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет (лук)
— В огороде вырастаю. А когда я созреваю
Варят из меня томат.
В щи кладут и так едят (помидор)
— Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я — (капуста)
— Я длинный и зеленый,
Вкусен я солённый,
Вкусен и сырой.
Кто же я такой? (огурец)
Счёт
Воспитатель: Посчитайте, сколько овощей мы посадили?
Дети: Посадили пять овощей.
Воспитатель: Что посадили первым, вторым, третьим, последним?
Дети: Первой посадили морковь, вторым посадили лук, третьим посадили помидор, четвёртой посадили капусту, пятым посадили огурец.
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз повторим, что мы посадили в огороде. Каким одним обобщающим словом мы можем назвать их?
Дети: Овощи.
Игровое упражнение «Ласковые имена»
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте подберем ласковые слова, чтобы овощи на грядках росли вкусными, сладкими и большими.
(Огурец-огурчик, помидор-помидорчик, морковь-морковка, лук-лучок).
Игровое упражнение «Что пропало?»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру на внимательность. Ребята, посмотрите еще раз на все овощи и хорошо их запомните. Я спрячу какой то овощ, а вы должны догадаться что я спрятала и рассказать немного о нем. (Воспитатель прячет морковь, дети говорят чего не хватает и дают описание). Примерное описание:
— помидор какой — круглый, красный, сочный, гладкий
— капуста какая – белая, твердая, хрустящая
— морковь какая – свежая, оранжевая, сочная, сладкая.
Дети описывают хором, потом воспитатель спрашивает индивидуально.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такой «огородник»? Это тот, кто ухаживает за огородом, сажает овощи, цветы, поливает их.
Физкультминутка
Воспитатель: А сейчас, ребята давайте немного отдохнем и сделаем зарядку вместе с Мишкой.
Словно красный светофор
В огороде помидор.
И зелёный огурец
Очень длинный молодец.
С грядки мы умеем ловко
Дёргать рыжую морковку.
Воспитатель: Ребята, у меня есть корзина. Давайте посмотрим, что там в внутри.
Дети: Груша, яблоко, слива, виноград.
Воспитатель: «Каким одним обобщающим словом мы можем их назвать?»
Игровое упражнение «Овощи и фрукты»
Воспитатель берет два разных по цвету обруча и дает задание.
Воспитатель: В красный обруч надо собрать овощи, в зеленый — фрукты. После окончания игры воспитатель проверяет правильность ответов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на наш сад и огород, и скажите мне, что растет на нашем огороде? А что растёт в нашем саду?
Ответы детей.
Игровое упражнение «Развлечения»
Воспитатель: Ребята, вы сегодня помогли посадить Мишке огород и сад, и теперь Мишка предлагает вам поиграть в игру с музыкальными инструментами.
За ширмой на столе расположены музыкальные инструменты. Воспитатель приглашает ребенка и просит поиграть на музыкальном инструменте несколько раз. Дети должны отгадать музыкальный инструмент и посчитать сколько раз сыграл ребенок на музыкальном инструменте.
- Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте спросим, что узнал нового наш Мишка-топтышка сегодня на нашем занятии.
Воспитатель: А какие задания Мишки были для вас трудными, какие — легкими, какие – самыми интересными.
Ответы детей.
Воспитатель: Мишка-топтышка пришел с сюрпризом для вас, ребята. Он принес овощи и фрукты для вас. После нашего занятия вы можете их раскрасить.