Огород на окне

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Огород на окне»

для детей старшего дошкольного возраста

Дурбанова Ирина Николаевна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

 Задачи:

  1. Познакомить детей с экосистемой огород.
  2. Формировать у детей знания об огороде, познакомить с историей его происхождения.
  3. Уточнить знания детей об овощах и условиях их произрастания на огороде.
  4. Формировать у детей знания о пользе овощных культур для развития, роста и здоровья человека.
  5. Научить пользоваться специальным садовым инвентарем, ознакомить с техникой безопасности  и правилами гигиены  при работе с землей.
  6. Воспитывать любовь к труду.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением работы овощеводов, полеводов, картин русских художников.
  2. Подбор стихов и загадок об овощах, садовом инвентаре, чтение художественной литературы.
  3. Заготовка и рассматривание семян – проведение опытно-исследовательской деятельности в кабинете экологии.

Материал к занятию:

  1. Картинки с изображением насекомых, птиц, а также картинки земли, воды, солнца.
  2. Игрушки — муляжи овощей, разносы.
  3. Игрушка «Пугало-огородное».
  4. Детсий садовый инвентарь для посадки семян.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

 1 этап

Воспитатель: Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку:

Надевает папа кепку

И выходит из избы

Справа — он сажает репку

Слева — свеклу и бобы

Тут везде рядами грядки,

Будет урожай в порядке! (Огород).

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? А как вы думаете, когда люди стали разрабатывать огороды? (Выслушать ответы детей).

Воспитатель: Послушайте: в далекие-далекие времена вошли в меню человека овощи – травянистые растения, у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты. Ребята, а какие овощи вы знаете, давайте проверим:

Золотистый и полезный
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец).

Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет. (Морковь).

Красный, детки, но не мак.
В огороде — не бурак.
Сочный лакомый синьор. Угадали? (Помидор).

Бурая — не мишка,
В норке — но не мышка. (Картошка).

В огороде — жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена. (Тыква).

В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек! Что это? (Горошек).

Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (Чеснок).

В огороде хоть росла,
Знает ноты «соль» и «фа». (Фасоль).

Это вовсе не игрушка —
Ароматная… (Петрушка).

Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
Любят овощ Ваня, Жан…
Так ведь это… (Баклажан).

Старый дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).

Сидит Ермошка,
На одной ножке,
На нем сто одёжек,
И все без застёжек. (Капуста).

Над землёй зелёная трава,
Под землёй алая голова. (Свекла).

(Дети загадывают загадки о овощах, а ребенок выкладывает на разнос названные овощи).

Воспитатель: Дети давайте с вами отправимся в путешествие в сказочную огородную страну. Овощи вам расскажут очень интересные истории об их приключениях и превращениях, откроют некоторые секреты их роста мы узнаем  о помощниках наогороде а также о пользе  овощей  для человека. (Предлагаю прочитать стихи об огороде).

 Огородники

Как без нашей помощи не родятся овощи.
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Вот какой огород! Удивляется народ
Землю грело солнышко, прорастало зернышко
Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Ровно три горошины в землю были брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков.
Вот какой огород! Удивляется народ.

Воспитатель: Ребята, а чем нам  помогает природа  для  выращивания  овощей? (Ответы детей). Уточняю: почва, вода, солнце, воздух, насекомые, птицы. (Показ картинок).

Дид/игра «Назови ласково» (почва – земелюшка; вода – водичка; солнце – солнышко; воздух — ветер – ветерок; пчела — пчелка, птица — птичка).

Почва – плодородная
Вода – дождевая, речная
Солнце — теплое, жаркое
Воздух – свежий, теплый
Ветер – ласковый.
Насекомые – трудолюбивые помощники.

 Физминутка:

Грабли в руки взяли, грядки причесали,
Мы водой прохладной грядки поливали!
Раз-два, раз-два! Грядки поливали.

(Дети выполняют имитирующие движения).

Семена редиса в землю мы сажали
Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!

(Дети выполняют наклоны вперед и повороты вправо-влево).

 Предлагаю детям рассмотреть семена различных овощных культур (рассматривание семян  в кабинете). Рассказ воспитателя о том как нужно правильно сеять те или иные семена овощей на грядку.

2 этап

Дети выходят на огород для посадки овощей в грядки под руководством взрослых. На огороде нас ждет огородный стражник (загадывание загадки)  нужно отгадать — кто же это.

Не ест, не пьет  огород стережет.

Гонит птиц из огорода

Деревянный воевода. (Пугало).

Воспитатель: Пугало, я знаю, как тебя еще можно называть – Огородный стражник. Ведь ты помогаешь нам спасать огороды от напрошенных гостей. Ты все лето: в жаркую погоду, в дождливый день и в звездную ночь стоишь на огороде, прислушиваешься к шуршанию листьев, ботвы, участвуешь в овощных беседах. Расскажи нам, пожалуйста, чем полезны овощи для человека?

 Пугало: Больше всего ценит человек овощи, за то, что они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами.  Открыл витамины русский доктор Н.И Лунин. Витамины получили свое название от латинского слова «вита”, что означает «жизнь”.

 Воспитатель: мы пришли на огород для того, чтобы посеять овощи, что нам для этого нужно? (Пугало  загадывает загадки о помощниках, которые помогают трудиться на огороде).

Загадывание загадок о  инвентаре

Помощники огородника

Шланг:

Проползла во дворе змея черная и длинная,

Огород наш поливала, на работе не зевала.

Ведра:

 Два братца пошли в речку купаться.

Эй, Назар, пора вставать, огород поливать

Грабли:

Деревянный брусок, на нем растет лесок.

Где прошла гребенка, выросла копенка.

Лейка:

Из железа тучка, а у тучки – ручка.

Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку.

Лопата:

Надели на палку стальную ладошку

И под ладошку сажают картошку.

Воспитатель: Прежде чем посадить семена, скажите зернышку: «Стань живым и расти, а я буду поливать и ухаживать за тобой».

  1. Первая пара сеет крупные семена фасоли. Делаем использованным фломастером бороздки, измеряем линейкой глубину – 1,5 см.
  2. Вторая — мелкие семена моркови в бороздки сеялкой: (лист бумаги сложенный пополам, измеряем — 1 см).
  3. Третья — на расстоянии 3 см друг от друга — редиску в бороздку, чтобы редиска была крупной и ей не было бы тесно.
  4. Четвертая — петрушку.
  5. Пятая — в специально приготовленные углубления семена огурцов, кабачков.

Воспитатель: Дети, мы посеяли семена в приготовленную плодородную почву. Мы будим их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать своим богатым урожаем. Давайте отметим посеянные семена на грядках табличками, установим Огородного стражника для охраны нашего огорода. В заключение занятия дети исполняют песню «Огородная-хороводная».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.