Дидактическая игра
«Одень девочку Машу, одень мальчика Сашу на прогулку»
для детей 2 младшей группы
Чёрненькая Елена Эдуардовна,
воспитатель МБДОУ «Зюкайский детский сад №3»,
Верещагинский р-н Пермского края
Введение
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Женщины стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.)
На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер.
Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Он стремится получить эмоциональную оценку взрослого — одобрение, похвалу, ласку.
Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок четвертого года жизни обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения.
Одним из главных видов детской деятельности является игра. Игра – любимая деятельность младших дошкольников. Именно игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Именно она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.
Дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт воспитатель передает ребенку в совместной с ним игре. Младший дошкольник охотно подражает показываемым ему игровым действиям. В играх дети воспроизводят цепочку игровых эпизодов, отражая преимущественно бытовые сюжеты (дочки-матери, врач, шофер и пр.).
Поэтому в нашей младшей группе есть уголок для игр девочек «Дочки-матери», «Семья» с картинками, размещенными на стене, с изображением алгоритмов оформления стола и действий с куклами. И для игр мальчиков «Набор строительных инструментов» в с/р/и «Строитель» и с/р/и «Водитель» с изображением мальчика, его внешнего вида, алгоритма действий. В группе есть альбомы «Мальчики» и «Девочки» с изображением внешнего вида и причесок, игрушек предпочитаемых мальчиками и девочками.
Мы организуем игровые ситуации «Что случилось?» для привлечения внимания к ситуации к ссоре между мальчиком и девочки, выяснения причины и включения детей в практическую помощь игровым персонажам; «Чьи это игрушки?», «Поможем куклам Коле и Оле собраться на прогулку», «Мишка знакомится с ребятами». В режимных моментах обращаем внимание детей на особенности внешнего вида мальчиков и девочек, их одежду, прически, предпочитаемые игрушки, организуем детей к играм в маленьких подгруппах, к общим хороводным и образным имитационным играм, к парным поручениям, показываем детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь.
В результате наблюдения за детьми выявлено, что у детей недостаточно сформирована позиция мальчика или девочки, принадлежности к тому или иному полу, имеются речевые нарушения в произношении полоролевой позиции, мальчики говорят: «Я пошла», «Я поела». Дети затрудняются в различии полов детей в группе, не обращают свое внимание на внешний вид, не следят за опрятностью (не заправлены футболки в шорты, выставляется майка из-под футболки, у девочки не поправляют платье после туалета). У детей недостаточно представлений об общем и различном у мальчиков и девочек, прежде всего, в прическе, одежде, манере поведения, роде занятий. (55% — низкий уровень, 35% — средний, 10% — высокий).
Поэтому возникла проблема – как сформировать процесс поло-ролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста. Одним из методов решения проблемы может стать дидактическая игра, которая обеспечит формирование у детей представление о человеке, частях тела; различения пола человека; знакомства с сезонными предметами одежды, последовательностью её надевания; сезонными явлениями природы. Это дидактическая игра «Одень девочку Машу, одень мальчика Сашу на прогулку».
Цель: Содействовать полоролевой социализации детей.
Методика использования дидактической игры:
Использование игры возможно индивидуально и малыми подгруппами и позволяет решать следующие задачи:
- Формировать представление о принадлежности к представителям своего пола, различении пола человека по внешнему виду (прическе, одежде), характеризующие гендерные особенности.
- Дать представление о классификации предметов: головные уборы, одежда, обувь.
- Развивать индивидуальные гендерные качества личности и формы позитивного гендерного поведения.
- Развивать мелкую моторику, фантазию, чувство вкуса, эстетического восприятия.
- Воспитывать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
Критерии оценки эффективности дидактической игры «Одень девочку Машу, одень мальчика Сашу на прогулку»:
- Повышение интереса детей к окружающим предметам, сверстникам и активное взаимодействие с ними.
- Формирование у ребенка устойчивого понятия своего пола и стереотипа поведения «Я — девочка», «Я — мальчик»
- Дети узнают и называют сверстников по внешнему виду, сравнивают и различают их по полу, называют основные части лица и тела, действия, одежду и имена.
Работа воспитателей по полоролевой социализации дошкольников младшего дошкольного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- ориентация мальчиков и девочек на осуществление игровых действий в соответствии со своим полом;
- регулирующая роль педагога в организации игровой деятельности детей;
- системность, последовательность и целенаправленное использование возможностей игры и художественной литературы в формировании у детей представлений об общем и различном у мужчин и женщин, прежде всего, в прическе, одежде, манере поведения, тоне речи, роде занятий.
Игра включает в себя: Набор элементов в красочно оформленной коробке с изображением девочки и мальчика, дерева, солнца. В коробке есть силуэты кукол — девочки и мальчика. Картинки с изображением игрушек для мальчика и для девочки. Кроме этого к коробке на внешней стороне прикреплены кармашки, на них есть условные обозначения и примерный набор предметов (например, головные уборы — кепка, шапка, беретка, панамка; верхняя одежда — шуба, куртка, плащ, ветровка; обувь — валенки, туфли, сапожки и т. д. ; аксессуары — бусы, часы, галстук, зонтик; изменения в природе — листья: красные, желтые, зеленые; полянки — с цветами, сугробы, лужи; осадки — дождь, снег), картинки с игрушками, два шкафчика с полочками.
Игра может использоваться:
- В совместной деятельности детей
- В ходе режимных моментов
- Индивидуально и подгруппами
Игрой может пользоваться воспитатель и родитель.
Описание работы по предложенному материалу:
Варианты заданий.
1 вариант
«Помоги одеть мальчика (девочку) на прогулку»
Цель: Познакомить ребенка с сезонной одеждой, которая подходит мальчику или девочке; закрепить названия одежды; учить подбирать одежду по цвету и состоянию погоды.
Взрослый предлагает детям помочь одеть кукол на прогулку мальчика и девочку, обращая внимание на дерево, нарисованное на коробке, украшенное дополнительными элементами (листья зеленые, травка и цветочки, характеризующее лето; осень – желтые и красные листья, тучка с дождем, лужи; зима – сугробы и снег на ветвях), уточняя время года и напоминая, что одеваться нужно по погоде.
В ходе игры воспитатель направляет детей и поощряет их выбор.
2 вариант
«Что изменилось?»
Цель: развитие связной речи, зрительной памяти.
Воспитатель предлагает детям посмотреть внимательно и назвать, во что одета кукла (мальчик или девочка), предлагает закрыть глаза, и меняет одежду на кукле, просит открыть глаза и назвать, что изменилось во внешнем виде у куклы.
3 вариант
«Модное шоу»
Цель: развитие чувство вкуса с детских лет, воспитание уверенности в себе.
Ребенок по своему желанию и умению одевает куклу, подбирая подходящие к костюму головной убор, обувь и т. д. и рассказывает о ней, говорит, что надо одеваться красиво, чтобы одежда подходила по цвету, поощряется умелый подбор одежды и аксессуаров к ней.
4 вариант
«Кто во что играет»
Цель: формировать представления детей о полоролевых предпочтениях при выборе игрушек, стереотипных видах деятельности человека.
Воспитатель говорит, что дети Саша и Маша раскидали игрушки и не знают как прибрать, предлагает детям помочь и подобрать картинки с изображением игрушек, поставить все на полочки в шкафчики для мальчика и девочки.
Заключение
Дидактическая игра «Одень девочку Машу, одень мальчика Сашу на прогулку» помогает ребенку определить принадлежность к полу, различения пола человека. При проведении игр с детьми происходит активизация речи детей, логического мышления. Дети закрепляют названия одежды, последовательность её надевания; формируются представления о сезонных явлениях природы.
В результате проведенной работы, я заметила, что у детей повысился познавательный интерес к предметам окружения, сверстникам и взрослым. Дети имеют первоначальные представления о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прически, игрушки). Дети используют полученную информацию в игровой, речевой и изобразительной деятельности.
В дальнейшем дидактическое пособие можно предложить родителям для индивидуальной работы с детьми дома.
Список используемой литературы:
- Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Логопедический сайт «Болтунишка». http://www.boltun-spb.ru/mini.html
- Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга. http://eraland.ru/progress
Очень интересная игра.Молодцы!