Из опыта работы
«Игры для детей старшего дошкольного возраста»
Гаврилова Ольга Александровна,
воспитатель МБДОУ № 11,
п. Ревда Мурманской обл.
В своей работе я часто использую игры-минутки, которые мне помогают организовать детей, привлечь их внимание, развить их мышление, память, воображение.
1. «Радио». Воспитатель вместе с детьми становится в круг. Водящий, выбранный считалкой, говорит: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок! Это девочка (мальчик) она одета в … (и описывает внешний вид кого-нибудь из детей), волосы такого-то цвета или, например, у девочек — заплетены в две косы».
Описание нужно выслушать до конца, не прерывать водящего. (У нас, с ребятами такое правило — формируем умение слушать и проявлять уважение друг к другу). Дети молча рассматривают друг друга, и угадывают, про кого здесь было сказано. Тот, кто догадался, поднимает руку и говорит отгадку.
2. «Кто позвал?». Одного из ребят воспитатель ставит спиной к остальным. Затем, не называя имени, а только взглядом, жестом показывает на любого другого ребенка, этот ребенок называет его по имени. Ребенок, который стоит ко всем спиной, должен узнать по голосу того, кто к нему обратился, и назвать его.
Когда дети уже хорошо знают голоса друг друга, можно ради шутки «менять», искажать голос, или подражать голосам животных, птиц.
3. Эта игра способствует поднятию настроения и у ребят, и у воспитателя. Все участники игры стоят в кругу. Воспитатель закрывает глаза, предлагает детям подойти к нему поближе, и в шутливой форме приговаривает: «Сейчас я узнаю, кто ко мне подошел, не ошибусь, точно назову!» Ощупывает ребенка и умышленно называет другого, можно вместо девочки мальчика. Все время ласково, шутливо приговаривает: «Вот воротничок, маленькие ушки, бантики – да это же Поля!», а это оказывается Арина и т. д.
4. «Летает – не летает». Игра на развитие внимания, мышления. Воспитатель называет слова, обозначающие предмет, животное, насекомое, птицу и каждый раз поднимает вверх руки, а дети поднимают руки только в том случаи, если названный объект летает.
5. «Сделай, как было». Вызываются несколько детей, они строятся в шеренгу, обращаем внимание ребят на то, кто за кем стоит. Затем все ребята закрывают глаза, а воспитатель меняет местами тех ребят, которые стоят в шеренге и спрашивает у остальных детей «Так было? Если нет, кто может исправить?» И вызывает кого-нибудь из детей.
6. «Построй лесенку». Выбранный ребенок строит лесенку из пяти — шести ребят, т.е. подбирает их по росту: от низкого к высокому или наоборот. Можно спросить у ребят: «Максим, который по счету? — Второй. А Оля? — Пятая» и т.д.
7. «Придумай слово». В подготовительной группе большой интерес у ребят вызывают словесные игры, например, нужно придумать прилагательные к различным словам (существительные подбирает воспитатель):
Зима — холодная, снежная, морозная.
Солдат – смелый, отважный, храбрый, меткий, сильный.
Мальчик – честный, вежливый, аккуратный, добрый, злой и т.д.
8. «Скажи наоборот». Одна из любимых игр у ребят. Нужно подобрать слова, противоположные по смыслу. Например: день — ночь, утро – вечер, смельчак – трус, северный – южный, горький – сладкий, лёгкий – тяжелый, друзья — враги и т.д.
9. Как вариант игры: воспитатель бросает мяч ребенку и называет профессию, а ребенок, перекидывая обратно мяч воспитателю, отвечает, что делает человек этой профессии. Например: доктор – лечит, шофер – водит машину, дворник – убирает улицу, строитель – строит дома, учитель – учит, капитан – водит корабли и т.д.
Игры провожу живо, эмоционально. Если эти игры кто-то из воспитателей возьмёт себе на заметку – буду рада.
Эти игры уже «со стажем», лично мне их передала моя наставница — Качалова Татьяна Алексеевна. А словесные игры я беру из замечательной книги «Придумай слово» авторы — О.С. Ушакова, А. Г., Арушанова, Е. М., Струнина и другие, 1996 г.