Создание условий для речевого развития детей старшего дошкольного возраста при обучении грамоте

Сообщение из опыта работы

«Создание условий для речевого развития детей

старшего дошкольного возраста при обучении грамоте»

 

Киселёва Наталья Алексеевна,

воспитатель МБДОУ № 61,

 г. Апатиты

 

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Исследования педагогов, психологов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Ребёнок овладевает разговорной речь, и это обуславливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком — то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, то есть с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово — как грамматическая единица — это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок,  фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным.

Для успешного решения задач развития речи, обучения родному языку, начиная со старшей группы, работаю  по методике Лидии Ефремовны Журовой. Обучение носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Поставила перед собой цель:  формировать у детей основы нового отношения к языку, сознательно  оперируя  им через сознание звукового состава слова и словесного состава предложения.

В ходе работы решала следующие задачи:

— формировать у детей первоначальные  лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;

— знакомить со звучащим словом, его протяженностью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, формировать умение делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки;

— формировать умение проводить звуковой анализ слова, последовательно вычленять все звуки в слове по порядку, дифференцировать звуки по их качественным характеристикам;

— формировать умение определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;

— воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Для решения поставленных задач использовала образовательную деятельность и совместные познавательно-речевые игры.

Принципы  работы:

-систематичность;

-последовательность;

-преемственность.

Обучение грамоте — очень ответственный период в жизни ребёнка. Здесь главное не допускать нажима, дать ребёнку поверить в собственные силы.

Чтобы заинтересовать ребёнка использовала разные игровые задания.

В игровой форме составляли  предложение по схемам, с опорой на картинку, по заданному слову.

Проводили звуковой анализ слова.

Работая над звуковой структурой слова, использовала следующие игры «Домик для слова», «Назови слово по  схеме», «Составь схему по картинке», «Определи количество звуков в слове» (с использованием звуковой линейки).

Игровые задания использовала в других видах детской деятельности и в режимных моментах. Игры с мячом «Назови слово на заданный звук», «Назови слово с заданным звуком», «Закончи слово», «Доскажи словечко».

Игра «Ворота» (определи какой звук, гласный — руки подняты на локтях, согласный — руки лежат на столе),  «Ходим, ходим по базару» (определение количества слогов в слове), «Букварь» (умение находить слово со звуком в окружающих предметах).

В «Речевом центре» подобраны игры «Найди букву», «Составь слово из слогов», « Слово по картинке».

Для педагогов нашего дошкольного образовательного учреждения было проведено открытое занятие с детьми по обучению грамоте «Путешествие в славный город  Буквоград», на котором продемонстрировала эффективные методы работы со старшими дошкольниками  использование наглядного,  раздаточного материала и ИКТ.

В ходе работы  активно сотрудничала с родителями  воспитанников. Было проведено групповое собрание, где родители, имеющие старших детей – школьников, поделились с тем, какие трудности возникали при изучении русского языка в школе. Со своей стороны  показала, что познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, в первую очередь самих  родителей. От внимательного отношения семьи к развитию своего ребенка зависит конечный результат. Был проведён мастер-класс. Также с родителями проводились индивидуальные беседы по данной  теме, которые способствовали приобщению их к совместной работе по данному направлению.

 Отработанная  система  по обучению грамоте помогает мне эффективно решать задачи данного раздела программы, строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника – игре. Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые, что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родного языка в школе. Кроме того дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое.

Проводимая работа является частью решения задач по преемственности между детским садом и школой. Это подтверждают результаты диагностики детей, адаптационных карт первоклассников, а также отзывы учителей школ наших выпускников. Привлечение родителей к данной деятельности позволило мне успешно решать задачи педагогической грамотности родителей, формировать общее педагогическое пространство: воспитатель-ребёнок-родитель и совместными усилиями добиваться хороших результатов.

Успешность в решении задач по данной проблеме принесло мне огромное удовлетворение и пополнило мою педагогическую копилку.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.