Реализация содержания авторской программы «Азбука краеведения» в образовательном процессе ДОО

Из опыта работы

«Реализация содержания авторской программы

«Азбука краеведения» в образовательном процессе ДОО»

 

                                                                  Леонова Галина Сергеевна,

                                                                             воспитатель МДОУ № 14,

г. Оленегорск Мурманской обл.

 

На современном этапе модернизации педагогической системы России ведущей тенденцией государственной политики является стандартизация образования. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования диктует нам необходимость  отражать в части  программы, формируемой  участниками образовательного процесса  специфику национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, актуализирует вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности.

Каждый педагогический  коллектив ищет свои пути и подходы к реализации регионального содержания учитывая особенности работы дошкольного учреждения.  В рамках конкретной дошкольной образовательной организации учитываются педагогические и методические ресурсы.

С 2008 года в нашем учреждении реализуется авторская программа «Азбука краеведения».  В 2014 году программа приведена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Цель программы: Развитие у воспитанников познавательной активности, самостоятельности, инициативы и творческих способностей, формирование основ гражданственности и патриотизма.

 Для реализации цели программы поставлены задачи:

  1. Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего, дать общее представление о саами.
  2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством саами, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов, воспитывать добрые чувства. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и в традициях, сложившихся на территории Мурманской области.
  3. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.
  4. Развивать чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к родному краю. Расширять представления детей о том, что делает малую родину красивой, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  5. Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить ло­гически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
  6. Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю, городу, содействовать становлению желания принимать участие в традициях города, социальных акциях.

Педагогические условия и особенности реализации программы

  • программа реализуется в  течение четырех лет (во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах)
  • предполагается интеграция краеведческих знаний во все компоненты образовательного процесса
  • предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно-ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологий деятельностного подхода.
  • предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения (исследовательскую и экспериментальную работу и т.п.)
  • предполагается создание в группах богатой развивающей предметно-пространственной среды —  мини-музеи «Край мой северный»
  • планируется активная совместная проектная деятельность с родителями
  • при планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.

Программа обеспечивает:

— Построение образовательного процесса с учетом  специфики социальных и природных особенностей  Мурманской области.

— «Погружение» детей в краеведческое содержание  постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к городу Оленегорску в целом и далее месте своего города в географическом окружении: регион, страна, мир. Одновременно идет «погружение» в историю  коренного народа Кольского Заполярья, Оленегорска, Мурманской области. Таким образом, у детей постепенно складывается целостная картина окружающего мира.

— Формирование личностного  отношения детей к фактам, событиям, явлениям в жизни родного города, региона, страны активное приобщение детей к социальной действительности, через вовлечение детей к участию в народных  праздниках, социальных и экологических акциях, традиционных  для семьи, общества и государства праздничных событиях, с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общих дел и событий.

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов  работы по программе:

  • Принцип наглядности.
  • Принцип энциклопедичности.
  • Принцип интеграции.
  • Принцип развивающего характера образования
  • Принцип индивидуализации
  • Принцип единства с семьей

Механизм реализации программы

Краеведческие знания интегрируются:

— в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательную, исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, двигательную, речевую.

Представления о малой родине успешно интегрируются во все пять образовательных областей образовательной программы дошкольного образования нашего учреждения.

— в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую двигательную активность и способствует со­хранению и укреплению здоровья дошкольников)

— в самостоятельную деятельность детей (дидактические  и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок, иллюстраций)

— в процесс взаимодействия с семьями (участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, состав­ление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекциони­рование картинок, открыток, символов, значков; участие с родителями и воспитателями в социально-значимых со­бытиях и прочее).

Пример интеграции краеведческого содержания

в образовательный процесс

 

Формы работы Время проведения Ст. группа Подгот.

группа

Образовательная  деятельность Занятия/беседы

 

1 раз в месяц 2х25 = 50 мин 2х30=60 мин
Художественное творчество 1 раз в месяц 25-30 мин 25-30 мин
Чтение художественной литературы 1 раз в месяц 20 мин 25 мин
Просмотр познавательных видеофильмов, мультфильмов 1 раз в 3 месяца 20 мин 20 мин
Образовательная  деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Подвижные игры на прогулке

 

1 раз в неделю

(каждый месяц вводится новая игра

12 мин х 5 =60 мин 14 мин х 5 = 70 мин
Экскурсии 1 экскурсия – в 2 месяца 30-40 мин 30-40 мин
Самостоятельная  деятельность детей Дидактические

игры

По желанию детей 5-10 мин 10-15 мин
Подвижные игры в группе

 

каждый месяц вводится новая игра
Рассматривание  дидактических картинок, иллюстраций 1 раз в месяц
Процесс   взаимодействия с семьями Проектная деятельность

совместно с родителями

3 проекта в год
Конкурсы для детей и родителей 2 раза в год Реализация конкурса – 2 месяца
Тематические праздники Праздники  в группе 4 раза в год 40 мин х 2 = 80 мин 40 мин х 2 = 80 мин
Конкурсы для детей 2 раза в год Реализация конкурса – 2 месяца

 

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к активной деятельности, и педагог должен всячески способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее   детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему при организации краеведческой работы в группе мы планируем разнообразные виды деятельности дошкольника — игровую, изобразительную, познавательно-исследовательскую, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности – обеспечивают  повышение интереса к данной теме.

 

Содержание работы систематизировано по тематическим блокам

 

 Моя семья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать у детей:

*                  представления об истории своей семьи (составление вместе с родителями генеалогического дерева);

*                  представления о важности и значительности профессий родителей для семьи и родного города;

*                  понимание особенностей профессиональной деятельности родителей;

*                  умение отражать разные сюжеты из жизни семьи и детского сада в сюжетно-ролевых играх, продуктивной деятельности.

Развивать:

*       умение видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых людей в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине);

*       умение ориентировать своё поведение на положительную оценку взрослых.

Закреплять навыки бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования, находящимся дома и в детском саду, применять их по назначению.

 

 

Мой детский сад

 

  Формировать представления о назначении помещений и деятельности взрослых в детском саду, о необходимости помогать им в поддержании чистоты и порядка в помещениях и на участке.

Развивать умение различать эмоциональные состояния детей, прибегать к адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций.

Воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь сверстникам, работникам детского сада.

 

Мой родной город

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать представления:

*                о родном городе, его названии, главных улицах;

*   об отдельных исторических (памятный знак «Олень»), культурных (детская библиотека, молодежный досуговый центр «Полярная звезда», Дом культуры горняков) и архитектурных объектах (фонтан «Здравствуй, солнце», стела на главной площади, памятники воинам-интернационалистам и Неизвестному солдату) ;

*      о гербе города Оленегорска;

*      о необходимости поддержания чистоты и порядка на улицах родного города, в своём дворе.

Развивать умение ориентироваться в микрорайоне, в котором расположен детский сад, знать название улицы, наиболее значимые объекты, которые находятся рядом с детским садом (школа №4, Комсомольское озеро).

Воспитывать интерес к истории родного города, желание узнать:

*  об истории основания (у каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения – день основания, все его жители отмечают этот день, украшают улицы, посещают достопримечательности).

Познакомить с предприятиями города (ОАО «Олкон», ОЗСК, механический завод).

 

Мой родной край

 

 

 

 

   Познакомить детей с коренными жителями Кольского Заполярья – саами, их сказками, национальным костюмом, родом занятий.

Воспитывать интерес  и чувство любви к родному краю посредством музыкальных и литературных произведений северных авторов.

Закреплять полученные знания в продуктивной деятельности, на музыкальных досугах.

 

Мотивация и активизация познавательной деятельности детей, повышение эмоциональной активности к краеведческим знаниям осуществляется  через применение следующих  методов:

  • Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)
  • Экспериментирование и опыты
  • Придумывание сказок, рассказов
  • Сюрпризные моменты
  • Элементы творчества и новизны
  • Игровые и воображаемые ситуации
  • Решение логических задач
  • Метод моделирования и конструирования

При реализации данной программы используются авторские разработки:

  • тематическое планирование краеведческого образования, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;
  • методические разработки занятий и познавательных рассказов из цикла «Птицы Заполярья», «Растительный мир Заполярья», адаптированных рассказов для старших дошкольников из цикла «Города Мурманской области»;
  • методическое пособие «Рабочая тетрадь» для детей подготовительной группы;
  • методические рекомендации по организации мини-музея «Милый сердцу уголок России»
  • тематическое планирование по взаимодействию с родителями;
  • картотека подвижных игр народов Севера;
  • конспекты занятий, музыкальных и физкультурных праздников и досугов.

Заключение

Система работы не ставит цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени путем форсирования процесса формирования патриотизма дошкольников, проявлению любви и преданности родному краю, городу.  Главное – помочь детям максимально развить их интеллектуальный и творческий потенциал, максимально  использовать  образовательный и воспитательный потенциал краеведения, чтобы, взрослея, каждый из них смог проявить их собственные потенциальные возможности на благо процветания своей Родины, осознал свою значимость и нужность для неё.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.