Реализация самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

Методические рекомендации
«Реализация самостоятельной музыкальной
деятельности дошкольников»

Быковских Елена Васильевна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 43,
г. Усолье-Сибирское Иркутской обл.

Важная задача музыкального воспитания — сформировать у дошкольников способность к самостоятельной музыкальной деятельности. Самостоятельная деятельность отвечает потребностям детей, выявляя их музыкальные наклонности. Если, музицируя, ребенок активно, творчески применяет свои знания и умения, можно говорить о его состоявшемся музыкальном развитии.

Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действий детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Среди игр наибольший интерес вызывают у дошкольников «музыкальные занятия» и концерты, основанные на опыте, приобретенном детьми на занятиях. В концерте дети организуют чередование различных номеров, исполняемых «артистами», для своих товарищей — «зрителей». Одним из вариантов игры можно назвать оркестр.
Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски, используя знакомые движения. Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на детских музыкальных инструментах.

В самостоятельной практике детей может иметь место и слушание музыки. Воспитатель по их просьбе использует магнитофон, и все вместе слушают вокальную и инструментальную музыку. Дети ярко проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности.

Роль воспитателя и музыкального руководителя
Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью детей — его непосредственное участие. Воспитатель то включается в совместную игру, то, как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных, или наоборот, излишне активных детей и т.д. Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.
К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а, учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», т. д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.

Виды самостоятельной музыкальной деятельности
Детское музицирование включает и пение, и ритмические движения, и игру на музыкальных инструментах. Самостоятельная деятельность отвечает потребностям детей, выявляя их музыкальные наклонности. Если, музицируя, ребенок активно, творчески применяет свои знания и умения, можно говорить о его состоявшемся музыкальном развитии.
Очень разнообразны виды самостоятельной музыкальной деятельности. Все, с чем дети ознакомились на занятиях, праздниках, в семейном кругу, отражается в играх, но в преобразованном виде, в соответствии с потребностями. Например, ребенок «играет» на пианино-игрушке и очень удачно подражает технике игры, одновременно напевает и исполняет роль руководителя хора ребят. Дети могут заниматься и творческой, и исполнительской деятельностью, причем первая носит явно импровизированный характер.

Организация детского музицирования выступает в разных формах. Деятельность может выражаться в форме «художественной самодеятельности» (с демонстрацией песен и танцев), в форме взаимообучающих упражнений, похожих по характеру на индивидуальные занятия (но возникающие исключительно по инициативе самих детей), или в форме сюжетной игры, в которой роли распределены на музыкантов и слушателей. Были случаи, когда ребята просто напевали, выходя на прогулку, рассматривая книжку и т.п.
Таким образом, наиболее распространенные формы детского музицирования – действия небольшой группой участников или индивидуальные. Если эта деятельность яркая, интересная, с элементами нового, неожиданного, она способна на некоторое время привлечь внимание остальных ребят.

Обобщая формы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, можно отметить две, наиболее часто встречающиеся. Это сюжетно-ролевая игра, когда дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных заданий («ищем таланты», «концерт», «игра в оркестр», «музыкальные занятия» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает свое развитие. Другую форму можно отнести к играм-упражнениям, преимущественно самообучающего характера, во время которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте или разучивая танцевальное движение. Но такая самоорганизация, конечно, не исключает и других индивидуальных проявлений детского творчества.

Не редко, я прошу ребят придумать движение, для какого-либо танца. Такие творческие эксперименты проходят довольно удачно. Так же, использую самостоятельность одаренных детей в своих целях. Прошу поработать в группе с детьми, у которых не получается то или иное движение. Этот опыт оказывает мне огромную помощь в работе над тем или иным танцем.

Литература:
1. «Методика музыкального воспитания в детском саду». Москва, «Просвещение».
2.Журнал «Музыкальный руководитель».
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №№ 2/1993, 6/1996, 4/1998.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.