Творческое развитие дошкольников в художественно-игровой деятельности

театр1

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», помимо основной задачи «развитие эмоциональной отзывчивости на восприятие эстетических явлений в искусстве», особое внимание должно быть уделено развитию творчества дошкольников в художественно-игровой деятельности.

Принципы организации художественной-игровой деятельности:
— активизация эмоциональной сферы и создание условий для проявления активности посредством художественно-игровой деятельности;
— индивидуальность общения, обучения, восприятия;
— реализация потенциальных возможностей ребёнка в отражении своего понимания мира посредством создания новых образов и поиска средств для их воплощения;
— формирование морально-этических ценностей в процессе поиска решения в проблемных ситуациях.

Задачи педагога:
— создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной творческой художественно-игровой деятельности;
— развивать игровой опыт воспитанников;
— помогать открывать новые возможности игрового отражения мира;
— пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

Игровые ситуации, игры и упражнения:
1. Игры-имитации:
— отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко — дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте);
— цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать);
— образов хорошо знакомых сказочных персонажей (грустный зайчик вышел из избушки; неуклюжий медведь идет к домику; храбрый петушок шагает по дорожке);
— игровых действий музыкальных произведений («Мы едем, едем, едем в далекие края, веселые соседи, хорошие друзья…»);
— обыгрывание последовательности действий сказочного персонажа (Снегурочка весело играет в снежки, играет с подружками, водит хороводы; с наступлением весны грустит, прячется в тень).

2. Игры-импровизации:
— под музыку: передача настроения в движении, мимике, жестах («Веселый дождик», «Хитрая лисичка»);
— с одним персонажем по текстам стихов, потешек, попевок и прибауток, которые читает педагог («Заинька, попляши…», «Злой, сердитый волк по лесу рыщет, добычу ищет», «Хитрая лисичка в деревню бежала, курочек искала»);
— пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка», русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Рукавичка», «Теремок»).

3. Подвижные игры имитационного характера:
— подвижные, хороводные игры имитационного характера («Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Зайцы и волк», «Воробышки и автомобиль», «У медведя во бору» и др.).

4. Диалоги с игрушками (куклой, зайкой, мишкой, лисичкой) и персонажами театра (Петрушкой, Скоморохом, Сказочницей, Домовенком) в непосредственно образовательной деятельности, в различных видах совместной с педагогом деятельности.

5. Игры-упражнения с использованием игрушки от первого лица («Я — петушок – золотой гребешок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!», «Я — клоун — веселый и озорной! Я умею веселить детей и взрослых, играть и шутить, прыгать и показывать фокусы!»).

6. Игровые упражнения — «ассоциации», «оживление», «эмпатия» («Ты — красивая ромашка на солнечной полянке. Какая ты? Что ты чувствуешь? О чем ты мечтаешь?», «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе», «Вы – богатыри земли русской, отважные и смелые. Как вы будете защищать свою Родину?»).

7. Образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера, например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было».

8. Обыгрывание текстов (от лица героя с использованием игрушки или драматизация) с разным настроением и силой голоса (радостно, весело, грустно, обиженно, удивленно, хвастливо, громко, тихо).
— Вы откуда, калачи?
— Как откуда? Из печи!
— И куда же вы идете?
— К тем, кто в поле на работе.
Пусть-ка вдоволь поедят.
А лентяи — поглядят. (Ю. Капотов).

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в печку угодила.
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!

9. Пение песенок от лица сказочных героев, характерных образов:
Козлятушки, детятушки,
Отомкнитеся, отопритеся!
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
(«Волк и семеро козлят»).

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “Творческое развитие дошкольников в художественно-игровой деятельности”

  1. Бэла Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за ваши книги, очень помогают в работе. Помогите, пожалуйста, правильно ли сформулирована тема «Театрализованная деятельность детей старшего старшего дошкольного возраста». Спасибо!

    • admin:

      Екатерина, спасибо за отзыв о книгах! Я рада, что написала книги не зря. Теперь о теме: ее надо подкорректировать. Акцент должен быть на ребенке. Можно так : Развитие творческих способностей (или речевой активности, или личностных качеств) детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности.