Чтобы получить качественные образовательные результаты в художественно-эстетическом развитии дошкольников, необходима четкая система работы педагога. Другими словами, нужно так спроектировать и структурировать художественно-эстетическое образовательное пространство в группе, чтобы оно было информационно, технологически и методически грамотным. Для этого требуется разработать модель художественно-эстетического развития воспитанников.
Цель данной модели: формирование творческой личности ребенка посредством различных видов искусства.
Задачи:
- Формирование художественно-эстетического опыта для того, чтобы доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
- Развитие у дошкольника позиции активного участника, создателя собственных произведений.
- Создание условий для самостоятельных творческих открытий ребенка.
- Развитие художественно-эстетических способностей: эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, художественно-эстетических представлений, способности к творчеству, художественного мышления.
В структуру модели входят:
I. Психолого-педагогические условия:
- Предметно-пространственная среда и оборудование (краски, карандаши, пластилин, атрибуты костюмов, муляжи предметов и объектов окружающего мира, художественные игрушки, игрушки-забавы, разные виды кукольного театра, дидактические игры, иллюстрированные пособия и др.).
- Очень важно для развития творчества создавать игровые проблемные ситуации, побуждать детей к самостоятельным действиям, развивать способность применять усвоенное в новых условиях, в свободной вариативной форме.
- Необходимо активизировать художественно-эстетическую восприимчивость дошкольников. А для этого следует включать художественные произведения различных жанров и художественные игрушки в доступные и привлекательные для детей виды деятельности.
- Формировать представления дошкольников о том, что окружающий мир людей, вещей и природы может быть изображен и выражен звуками, красками, посредством детского строительного материала и предметов художественной деятельности.
- Главное — необходим запас художественно-эстетических впечатлений, знаний, умений, которые дети получают в процессе образовательной деятельности.
II. Содержание деятельности:
Творчество — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Но дошкольник не создает принципиально нового продукта, который бы имел общественно значимую ценность.
Специфика детского творчества:
- Детское творчество отличается от взрослого ограниченностью опыта детей.
- Ребенок в большей степени уделяет внимание самому процессу творчества, а не его результату. То есть, для него важна сама творческая деятельность.
- Деятельность дошкольника отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения.
Практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка творчеству. Во-вторых, ему нужна определенная база — опыт, умения и знания.
Этапы развития детского творчества:
Задача педагога на первом этапе — формировать умение детей активно подражать способам действий, примененным в художественном образце взрослого. Ребенок учится на образцах взрослого.
Задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений, вариаций в знакомый материал.
На третьем этапе ставится задача — организовать такую деятельность, которая предполагала бы самостоятельность и инициативу, без применения образцов.
Таким образом, творческие задания от этапа к этапу усложняются.
Специальные задания на развитие творческих способностей желательно включать не только в непосредственно образовательную деятельность, но и в режимные моменты. Рекомендуется проводить доминантные мероприятия по творчеству. Они могут быть построены в форме игры, путешествия, конкурса.
Организационные формы:
- Образовательные ситуации:
— проблемные ситуации;
— игровые ситуации;
— сюжетные ситуации;
— творческие ситуации;
— сюжетно-игровые образовательные ситуации (сюжетно-ролевые игры, коллективная и индивидуальная художественно-творческая деятельность, драматизации, проведение музыкальной, театральной или художественной гостиной, творческой мастерской).
- Концерт, викторина, олимпиада, поисковая лаборатория, проект, творческое путешествие, КВН.
- Творческие задания практического содержания.
- Художественное экспериментирование.
- Самостоятельная художественно-эстетическая деятельность дошкольников.
III. Результат:
— сформированы умения интерпретировать и создавать художественные образы в разных видах деятельности;
— самостоятельный свободный выбор ребенком вида художественно-творческой деятельности и способа воплощения своего замысла;
— развиты художественные способности в соответствии с возрастными характеристиками: эмоциональная отзывчивость на произведения искусства, способность к творчеству, художественному мышлению.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,
доцент, кандидат педагогических наук.
Добрый вечер, Бэла Геннадьевна. Помогите, пожалуйста,разобраться со следующей проблемой. Я прохожу профпереподготовку, необходимо сдать контрольную «Как я провожу занятие по изодеятельности» (с анализом занятия , естественно). Но дело в том, что преподаватель не приемлет нетрадиционные техники рисования и считает, что занятия по видам росписи не дают ребенку абсолютно ничего. Я как раз сделала занятие по дымковской росписи.Конечно, получила незачет.Видимо, мои аргументы оказались недостаточно убедительными. Либо пока не хватает знаний. Помогите, пожалуйста, мне все-таки очень хочется защитить свою работу и работы моих детей.Спасибо.
Людмила, очень жаль, что не получилось договориться с преподавателем. Конечно, любая деятельность развивает ребенка, в том числе нетрадиционные техники рисования и дымковская роспись.
Но лучше Вам поменять тему, так как врядли преподаватель изменит свою позицию.
Спасибо, Бэла Геннадьевна. Но я все-таки рискну.
Здравствуйте, Бэла Геннадьевна. А данную модель можно подделать под физическое развитие дошкольников. А цель какая будет?
Ольга, конечно можно!
Цель: оздоровление и развитие физических качеств детей дошкольного возраста.
СПАСИБО.