Модель художественно-эстетического развития дошкольников

Худ-эст

Чтобы получить качественные образовательные результаты в художественно-эстетическом развитии дошкольников, необходима четкая система работы педагога. Другими словами, нужно так спроектировать и структурировать художественно-эстетическое образовательное пространство в группе, чтобы оно было информационно, технологически и методически грамотным. Для этого требуется разработать модель художественно-эстетического развития воспитанников.

Цель данной модели: формирование творческой личности ребенка посредством различных видов  искусства.

Задачи:

  1. Формирование художественно-эстетического опыта для того, чтобы доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
  2. Развитие у дошкольника позиции активного участника, создателя собственных произведений.
  3. Создание условий для самостоятельных творческих открытий ребенка.
  4. Развитие художественно-эстетических способностей: эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, художественно-эстетических представлений, способности к творчеству, художественного мышления.

В структуру модели входят:

I. Психолого-педагогические условия:

  1. Предметно-пространственная среда и оборудование (краски, карандаши, пластилин, атрибуты костюмов, муляжи предметов и объектов окружающего мира, художественные игрушки, игрушки-забавы, разные виды кукольного театра, дидактические игры, иллюстрированные пособия и др.).
  2. Очень важно для развития творчества создавать игровые проблемные ситуации, побуждать детей к самостоятельным действиям, развивать способность применять усвоенное в новых условиях, в свободной вариативной форме.
  3. Необходимо активизировать художественно-эстетическую восприимчивость дошкольников. А для этого следует включать художественные произведения различных жанров и художественные игрушки в доступные и привлекательные для детей виды деятельности.
  4. Формировать представления дошкольников о том, что окружающий мир людей, вещей и природы может быть изображен и выражен звуками, красками, посредством детского строительного материала и предметов художественной деятельности.
  5. Главное — необходим запас художественно-эстетических впечатлений, знаний, умений, которые дети получают в процессе образовательной деятельности.

II. Содержание деятельности:

Творчество — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Но дошкольник не создает принципиально нового продукта, который бы имел общественно значимую  ценность.

Специфика детского творчества:

  1. Детское творчество отличается от взрослого ограниченностью опыта детей.
  2. Ребенок в большей степени уделяет внимание самому процессу творчества, а не его результату. То есть, для него важна сама творческая деятельность.
  3. Деятельность дошкольника отли­чается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения.

Практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка творчеству. Во-вторых, ему нужна определенная база — опыт, умения и знания.

Этапы развития детского творчества:

Задача педагога на первом этапе — формировать умение детей активно подражать способам действий, примененным в художественном  образце взрослого. Ребенок учится на образцах взрослого.

Задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений, вариаций в знакомый материал.

На третьем этапе ставится задача — организовать такую деятельность, которая предполагала бы самостоятельность и инициативу, без применения образцов.

Таким образом, творческие задания от этапа к этапу усложняются.

Специальные задания на развитие творческих способностей желательно включать не только в непосредственно образовательную деятельность, но и в режимные моменты. Рекомендуется проводить доминантные мероприятия по творчеству. Они могут быть построены в форме игры, путешествия, конкурса.

Организационные формы:

  1. Образовательные ситуации:

— проблемные ситуации;

— игровые ситуации;

— сюжетные ситуации;

— творческие ситуации;

— сюжетно-игровые образовательные ситуации (сюжетно-ролевые игры, коллективная и индивидуальная художественно-творческая деятельность, драматизации, проведение музыкальной, театральной или художественной гостиной, творческой мастерской).

  1. Концерт, викторина, олимпиада, поисковая лаборатория, проект, творческое путешествие, КВН.
  2. Творческие задания практического содержания.
  3. Художественное экспериментирование.
  4. Самостоятельная художественно-эстетическая деятельность дошкольников.

III. Результат:

— сформированы умения интерпретировать и создавать художественные образы в разных видах деятельности;

— самостоятельный свободный выбор ребенком вида художественно-творческой деятельности и способа воплощения своего замысла;

— развиты художественные способности в соответствии с возрастными характеристиками: эмоциональная отзывчивость на произведения искусства, способность к творчеству, художественному мышлению.

 Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта,

доцент, кандидат педагогических наук.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.