Развитие творческих способностей дошкольников

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Совсем недавно существовало мнение, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно выражаться. Но практика показывает, что, во-первых, необходимо обучать ребенка этому. Во-вторых, нужна определенная база — музыкальный опыт, умения и знания.
Задачей музыкального творчества является – развитие у ребенка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

Реализация данной задачи в полной мере соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, в частности к музыкальному развитию дошкольников.

Существуют три этапа формирования творческих способностей.
Задача педагога на первом этапе — научить детей активно подражать способам действий, примененным в музыкальном образце взрослого. Ребенок учится на Ваших образцах.Примерные задания данного этапа: сочинить конец мелодии, исполненной педагогом, инсценировать движениями какую-то песню, выбрать из заданных элементов танца те, которые подходят к характеру данной пьесы и т.д.
Задача второго этапа — сформировать у детей способы действий, которые направлены на создание простейших примеров творчества, на внесение изменений, вариаций в знакомый материал. Примерные задания второго этапа: сочинить песню на заданный текст, придумать движения или пляску, передавая характерные движения персонажей.
На третьем этапе ставится задача — организовать такую деятельность, которая предполагала бы самостоятельность и инициативу, без применения образцов. Примерные задания — сочинить песню, выбрав текст по своему усмотрению из нескольких за-данных, сочинить мелодии по своему желанию без всяких образцов, выбрать тематику танцевально-игрового действия, распределить роли, составить композицию простейшей пляски. Как видите, творческие задания от этапа к этапу усложняются.

Разделяют несколько видов детского творчествапесенное, танцевально-игровое, инструментальное.
Специальные задания на развитие творческих способностей включайте на каждом занятии (можно какой-то один вид). Проводите доминантные занятия по творчеству. Они могут быть построены в форме игры, путешествия, конкурса.

В дошкольном образовании выделяют следующие условия, необходимые для развития творчества и музыкального развития детей.
Задача педагога – создать условия для активного экспериментирования с целью накопления первоначального музыкального опыта.
1. предметно-пространственная среда и оборудование (музыкальные уголки в группах, атрибуты костюмов, музыкальные инструменты, их муляжи, художественные игрушки, игрушки-забавы, грамзаписи для слушания, разные виды кукольного театра, музыкально-дидактические игры).
2. Очень важно для развития творчества создать игровые проблемные ситуации (игры для детей), побуждать детей к самостоятельным действиям, развивать способность применять усвоенное в новых условиях, в свободной вариативной форме.
3. Необходимо активизировать слуховую восприимчивость дошкольников. А для этого следует включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для них виды деятельности.
4. Дети должны понять, что окружающий мир людей, вещей и природы может быть изображен и выражен музыкальными звуками, движениями.
5. Главное — необходим запас музыкальных впечатлений, знаний, умений, которые дети получают в процессе обучения на занятиях. В творчестве ребенок применяет те навыки и умения, которые он усвоил в процессе обучения.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

3 комментария к записи “Развитие творческих способностей дошкольников”

  1. Ольга:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна. Обращаюсь к Вам за помощью. Готовлюсь к экзаменам, и там есть такой вопрос: «Особенности работы ДОУ по развитию музыкального творчества детей с учетом ФГОС дошкольного образования. Помогите пожалуйста ответить на этот вопрос.

    с уважением Могильникова Ольга

    • admin:

      Ольга, вот коротко:
      Методологической основой ФГОС ДО является теория развивающего обучения (положение о закономерностях развития ребенка) Л.С. Выготского. В соответствии с принципами развивающего обучения главная цель дошкольного образования — это РАЗВИТИЕ ребенка, учёт его личностных особенностей, индивидуальной логики его развития. Поэтому особенностью работы педагога по развитию музыкального творчества по ФГОС является:
      — развитие у ребенка позиции активного участника в творческой деятельности;
      — ориентир на возрастные и индивидуальные особенности, т.е. на конкретную ситуацию развития ребенка;
      — учёт детских интересов и предпочтений.
      В соответствии с ФГОС важно обеспечить условия для развития творческих способностей:
      — предметно-развивающая среда;
      — эмоциональное благополучие каждого ребенка.
      — предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера и средств.

      • Ольга:

        Огромное спасибо! Мне и надо коротко.