Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности

дети рисуют

Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность — это деятельность, в результате которой появляется определенный продукт. В дошкольном учреждении к продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация.

Кроме развития творчества, в продуктивных видах деятельности:
— развиваются личностные качества ребенка;
— развиваются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие);
— развивается эмоциональная сфера;
— формируются эстетические представления об окружающем мире.

Необходимые условия для творческого развития:
— эстетизация образовательного пространства;
— проблематизация содержания продуктивной деятельности (выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения каждым ребёнком окружающего мира и своего бытия в этом мире);
— взаимосвязь деятельности, которая организована педагогом, с самостоятельным экспериментированием и самостоятельным творчеством ребенка;
— интеграция продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности.

Следует помнить, что для развития творчества дошкольнику необходима совокупность определенных знаний, умений и навыков. Среди них — знание основных форм, структуры, цвета, величины; пропорциональных отношений в предметах и между ними; знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании.

Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности:

1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества. Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.

2. Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

4. Этап альтернатив. Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

9 комментариев к записи “Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности”

  1. Анна:

    Здравствуйте, меня попросили подготовить консультацию по вопросу»Вариативные формы проведения НОД по изодеятельности в ДОУ»(конечно, в контексте ФГОС).Не могли бы вы подсказать…

    • admin:

      Анна, принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания НОД, форм и методов воспитания и обучения с учетом региональных особенностей, направленности образовательного учреждения, интересов и способностей воспитанников.
      Значит, писать надо о разнообразии содержания НОД: различные по тематике и задачам, форме организации педагога с детьми, коллективные или подгрупповые, с учетом региона и др. В вариативность содержания входит и интегративная составляющая (по образовательным областям, видам детской деятельности, содержанию НОД и др.). Не забудьте о современных вариативных формах организации педагога с детьми. В ИЗО это могут быть мастерская, поисковая или творческая лаборатория, конструкторское бюро, проект, книгоиздательство, социальная акция, клуб по интересам и др. Но это не значит, что традиционные формы не актуальны.

  2. Наталья:

    Бэла Геннадьевна, заголовок данной статьи может быть темой по самообразованию, он же сформулирован по ФГОС)))

  3. Лиля:

    Бэла Геннадьевна, подскажите пож-ста авторов диагностики одаренных детей.

  4. admin:

    Лиля, вопрос хороший, но в двух предложениях и не разъяснить. Это концепция культуросообразной педагогики В.Т. Кудрявцева. Очень хорошо об этом написано у И.А. Лыковой. Смысл в формировании у дошкольников эстетического ОТНОШЕНИЯ к миру средствами продуктивной (в частности, изобразительной) деятельности. Содержание художественно-продуктивной деятельности ориентировано на создание эстетической личностно-значимой картины мира у ребенка (в большей степени, чем на формирование знаний, умений и навыков).

  5. Лиля:

    Бэла Геннадьевна, подскажите пож-ста можно ли сформулировать цель индивидуального образовательного маршрута для художественно одаренного ребенка так :стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка художественной одаренности?

    • admin:

      Лиля, я Вам ответила в комментариях под статьей «Как формулировать цель и задачи по методической теме». Посмотрите там, пожалуйста.