
Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности.
Продуктивная деятельность — это деятельность, в результате которой появляется определенный продукт. В дошкольном учреждении к продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация.
Кроме развития творчества, в продуктивных видах деятельности:
— развиваются личностные качества ребенка;
— развиваются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие);
— развивается эмоциональная сфера;
— формируются эстетические представления об окружающем мире.
Необходимые условия для творческого развития:
— эстетизация образовательного пространства;
— проблематизация содержания продуктивной деятельности (выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения каждым ребёнком окружающего мира и своего бытия в этом мире);
— взаимосвязь деятельности, которая организована педагогом, с самостоятельным экспериментированием и самостоятельным творчеством ребенка;
— интеграция продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности.
Следует помнить, что для развития творчества дошкольнику необходима совокупность определенных знаний, умений и навыков. Среди них — знание основных форм, структуры, цвета, величины; пропорциональных отношений в предметах и между ними; знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании.
Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности:
1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества. Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.
2. Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.
3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.
4. Этап альтернатив. Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Здравствуйте, меня попросили подготовить консультацию по вопросу»Вариативные формы проведения НОД по изодеятельности в ДОУ»(конечно, в контексте ФГОС).Не могли бы вы подсказать…
Анна, принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания НОД, форм и методов воспитания и обучения с учетом региональных особенностей, направленности образовательного учреждения, интересов и способностей воспитанников.
Значит, писать надо о разнообразии содержания НОД: различные по тематике и задачам, форме организации педагога с детьми, коллективные или подгрупповые, с учетом региона и др. В вариативность содержания входит и интегративная составляющая (по образовательным областям, видам детской деятельности, содержанию НОД и др.). Не забудьте о современных вариативных формах организации педагога с детьми. В ИЗО это могут быть мастерская, поисковая или творческая лаборатория, конструкторское бюро, проект, книгоиздательство, социальная акция, клуб по интересам и др. Но это не значит, что традиционные формы не актуальны.
Бэла Геннадьевна, благодарю Вас за помощь.
Бэла Геннадьевна, заголовок данной статьи может быть темой по самообразованию, он же сформулирован по ФГОС)))
Наталья, да, Вы правы. Эта формулировка сейчас очень актуальна.
Бэла Геннадьевна, подскажите пож-ста авторов диагностики одаренных детей.
Лиля, вопрос хороший, но в двух предложениях и не разъяснить. Это концепция культуросообразной педагогики В.Т. Кудрявцева. Очень хорошо об этом написано у И.А. Лыковой. Смысл в формировании у дошкольников эстетического ОТНОШЕНИЯ к миру средствами продуктивной (в частности, изобразительной) деятельности. Содержание художественно-продуктивной деятельности ориентировано на создание эстетической личностно-значимой картины мира у ребенка (в большей степени, чем на формирование знаний, умений и навыков).
Бэла Геннадьевна, подскажите пож-ста можно ли сформулировать цель индивидуального образовательного маршрута для художественно одаренного ребенка так :стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка художественной одаренности?
Лиля, я Вам ответила в комментариях под статьей «Как формулировать цель и задачи по методической теме». Посмотрите там, пожалуйста.
Здравствуйте!Я прохожу курсы переквалификации и для ВКР мне необходимо провести диагностику развития художественно-творческих способностей детей четвертого года жизни. Подскажите литературу на эту тему пожалуйста!
Наталия, посмотрите у Т. Комаровой и у И. Лыковой. То есть у тех авторов, которые занимались художественным творчеством. Если нужна по музыке, то у Ветлугиной и Радыновой.