ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

В рубрике «Художественно-эстетическое развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению. Для музыкальных руководителей создана отдельная рубрика  — «Музыкальное развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

55 комментариев к записи “ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие”

  1. Наталия:

    Уважаемая Бэла Геннадьевна!Подскажите, пожалуйста,для аттестации на высшую категорию необходимо оценить РППС по музыкальному развитию.Существует ли мониторинговая карта оценки РППС для музыкантов?Если ее нет, посоветуйте, как сделать оценку. Заранее спасибо

  2. admin:

    Наталия, мониторинга конкретно по музыкальному развитию я не видела. Вы ориентируйтесь на требования ФГОС. Вы должны проанализировать, как обеспечили максимальную реализацию образовательного потенциала пространства зала и групп для музыкального развития дошкольников. Например, какие игры, игрушки, оборудование, пособия и т.д. внесли и разработали для развития музыкальных способностей (по пению, движениям и др.). За счет какого оборудования обеспечили двигательную активность. Что внесли для самостоятельной деятельности детей. Что сделали для обеспечения совместной деятельности дошкольников на основе музыкального искусства. Не забудьте проанализировать предметную среду по своей методической теме. Ну и сделать вывод.

  3. Надежда:

    Уважаемая Белла Геннадьевна, здравствуйте!Объясните, пожалуйста, конструирование (по КУЦАКОВОЙ-из строительного материала,плоскостное конструирование И проч,)относится теперь к художественно-эстетическому развитию или как раньше к познавательному развитию?Спасибо за участие и возможный ответ

    • admin:

      Надежда, по логике «Конструирование и ручной труд» Куцаковой относится к художественно-эстетическому развитию. Да, у нее много в содержании и задачах познавательного направления. Это говорит об интеграции образовательных областей (познават. развитие и худ.-эстет. развитие) в её программе, что очень актуально и хорошо. Но относится к художественно-эстетическому развитию.

      • Надежда:

        Белла Геннадьевна,спасибо за разъяснение.Эта полезная информация нам очень пригодится в работе.

  4. Татьяна:

    Белла Геннадьевна,скажите,пожалуйста,для 1 мл группы задачи воспитания и обучения по художественному развитию чем-то отличаются от задач для других возрастов по ФГОС. Не которое время не работала, отстала от жизни.Хочу войти в рабочую колею.Что лучше почитать?Благодарю за помощь.

    • admin:

      Татьяна,цель одна, а задачи, конечно же, будут намного проще. Насчет, что почитать:1. Программу, на основе которой работает Ваш д/с. Там в любом случае будут задачи по раннему возрасту. 2. Любые методические пособия по раннему возрасту, можно и старые. Ведь одна из главных задач для этого возраста — позитивная адаптация, а она была во все времена.

  5. Татьяна.:

    Белла Геннадьевна, здравствуйте! Не планируете ли Вы дать разъяснения о том, как правильно составить конспект занятия по ФГОС?

    • admin:

      Татьяна, я буду планировать написание такой статьи. Опубликую в рубрике «Методические подсказки». Но основу разработки занятия по ФГОС я написала в статье «Как разработать развивающее занятие» в рубрике «Методические подсказки». Дело в том, что любое занятие по ФГОС должно быть развивающим.

  6. Светлана:

    Белла Геннадьевна! Добрый вечер! Помогите пожалуйста определиться, я на в ступоре. Меня обязали выступить на ГМО по теме «Пед. инструментарий мониторинга индивидуального развития дошкольников». Я молодой педагог, что- то даже не могу сориентироваться в теме. Может направите в нужное направление? Заранее спасибо!

    • admin:

      Светлана, педагогический инструментарий мониторинга – это комплекс диагностических методик, тестовых заданий, опросников и всё, что касается процедуры и реализации педагогического мониторинга (включая документы и инструкции по проведению мониторинга). В ДОУ основным методом диагностики является наблюдение за ребенком в деятельности и в общении. Дополнительными методами будут – анализ продуктов детской деятельности, диагностические ситуации, тестовые задания. Найдите книги, которые я написала, они Вам помогут. Ну и может что-то в Интернете есть.
      1. Свирская Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений. СПб. АОС, М.: ЛИНКА-ПРЕСС. -2010
      2. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет. Под ред. М.М. Безруких. М., — 2006.

      • светлана:

        Спасибо большое за помощь.Ваш сайт просто кладезь советов и подсказок, очень многое взяла на вооружение. Спасибо!!!!!!!!!!

        • admin:

          Светлана, удачного Вам выступления на ГМО.

  7. Екатерина:

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, что нужно подготовить к защите на соответствие. Тема «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе художественно- эстетической деятельности»

    • admin:

      Екатерина, прежде всего, Вам нужно спросить у Вашего старшего воспитателя о конкретных требованиях, так как в каждом регионе эти требования могут немного различаться. Но основные материалы в Вашем портфолио будут примерно такие:
      1. Ваши разработки — перспективный план, картотеки игр, конспекты занятий, консультации для родителей, презентации и др. Чаще всего требуют, например, не сами конспекты занятий, а перечень разработанных занятий, игр, консультаций, выступлений и мероприятий.
      2. Документы, подтверждающие Ваши выступления на МО, семинарах, конференциях и др. мероприятий.
      3. Документы, подтверждающие участие Ваших воспитанников в различных мероприятиях.
      4. Материалы по теме самообразования.
      5. Самоанализ.
      Посмотрите тут на сайте статьи в разделах «Аттестация педагогов» и «Методические подсказки».

  8. Анжелика:

    подскажите пожалуйста по ФГОС имею ли я право планировать сетку образовательной деятельности во 2 половине дня по ХПД.если это малокомплектный детский сад (6 групп и нет физ.зала а только один муз.зал)

    • admin:

      Анжелика, во ФГОС ДО написано, что «программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации» (раздел II, пункт 2.5). Поэтому планировать образовательную деятельность во 2 половине дня Вы можете.

  9. Елена:

    Здравствуйте! Готовлю доклад на тему»Художественно -эстетическое развитие дошкольников и младших школьников в условиях реализации ФГОС». На какую литературу или статьи лучше опереться?

    • admin:

      Елена, мне нравятся статьи и книги И.А. Лыковой (и программа «Цветные ладошки», в том числе). Перечислять не буду, так как в интернете спокойно их найдёте. На мой взгляд, это один из лучших современных авторов книг по художественно-эстетическому развитию.
      А для вступительной (теоретической) части можете еще взять здесь на сайте 2 статьи:
      1. «ФГОС ДО: художественно-эстетическое развитие».
      2. «Специфика художественно-эстетического развития».

  10. Наталья:

    Добрый день.Подскажите, пожалуйста, наш детский сад работает по образовательной программе, основанной на «Радуге». Могу ли я в своей работе по изодеятельности взять программу И.А.Лыковой «Цветные ладошки?» Заранее спасибо

    • admin:

      Наталья, да, можете. Главное, чтобы эта программа была прописана в Вашей рабочей программе.

  11. Наталья:

    Добрый день, Бэлла Геннадьевна. У меня возникла проблема в написании образовательной программы ДОУ. Если ООП на основе «Радуги», то «Цветные ладошки» И.А.Лыковой — вариативная часть? Как аргументировать правильно, почему мы ее берем, что, в какой форме в ООП указать по этой программе? Заранее спасибо.

    • admin:

      Наталья, напишите, что часть программы, формируемая участниками обр. отношений, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов (из ФГОС). В связи с этим были выбраны следующие парциальные программы …, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников, а также возможностям педагогического коллектива (тоже из ФГОС).
      Упоминаете о «Цв. ладошках» в пояснит. записке, в целевом разделе и после того, как все распишите про обязательную часть, у Вас будет раздел «Часть программы, формируемая участниками обр. отношений». Там всё и укажите.

  12. Светлана:

    Здравствуйте,Бэлла Геннадьевна. Подскажите,пожалуйста,наш дет.сад выбрал для работы художественно-эстетическое развитие.Возможно ли связать процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста и лепку из соленого теста. Тема по самообразованию «Создание комфортных условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада посредством лепки из соленого теста»,у меня получилось примерно так.

    • admin:

      Светлана, да, можно связать адаптацию и лепку. Но я предлагаю подкорректировать формулировку. Можно так: «Создание условий для позитивной адаптации детей младшего дошкольного возраста в процессе продуктивных видов деятельности». А про лепку можно упомянуть в задачах.

  13. Здравствуйте,Бэлла Геннадьевна.я пишу дипломную работу по теме:»Игровые формы проведения НОД по рисованию в младшем дошкольном возрасте с учетом ФГОС». Как правильно написать цель и задачи?

  14. Здравствуйте,Бэлла Геннадьевна.я пишу дипломную работу по теме:»Игровые формы проведения НОД по рисованию в младшем дошкольном возрасте с учетом ФГОС». Как правильно написать цель и задачи?

    • admin:

      Татьяна, цель может быть такая: художественно-эстетическое развитие детей младшего дошкольного возраста на основе игровой деятельности.
      Задачи: 1. Методическое обеспечение игровой деятельности воспитанников в условиях ДОУ.
      2. Проектирование развивающей предметно–пространственной игровой среды в группе.
      3. Педагогическая поддержка игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

  15. Оксана:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна. Коллектив определил как направление работы (годовая задача) художественно — эстетическое развитие.Перед мной стоит задача выстроить методическую работы в течении года в этом направлении и я пока в замешательстве. Не могли бы вы посоветовать как это сделать, что бы было интересно педагогам и детям?

    • admin:

      Оксана, начинать надо классически: подбор литературы по теме, обогащение предметной среды, знакомство с технологиями и методиками (в том числе парциальными программами, здесь хорошо подойдет И.А. Лыкова) худ-эстетической направленности, проведение ознакомительных семинаров и консультаций и т.д. Чтобы было интересно педагогам, вовлекайте их в деятельность: создайте творческую группу, которая будет помогать Вам. Очень интересно будет, если Вы эту образ. область будете реализовать посредством проектной деятельности (можно сразу несколько проектов разработать).

  16. Оксана:

    Спасибо!

  17. Здравствуйте, Белла Геннадьевна. пишу дипломную работу во 2 части опытно-экспериментальной работе нужны 3 этапа констатирующий, формирующий и контрольный по теме игровые формы проведения нод по рисованию в младшем дошкольном возрасте с учетом фгос .Как правильно провести эти эксперименты, пожалуйста посоветуйте.Заранее спасибо.

    • admin:

      Татьяна, на Ваш вопрос в 2-3 предложениях не ответить. Самое основное: взять 2 группы детей. Провести мониторинг по теме исследования. Затем в одной группе проводите эксперимент по новой методике, во второй – по традиционной. Сравниваете результаты тоже посредством мониторинга, на основании результатов доказываете, что новая методика лучше.

  18. Здравствуйте, Белла Геннадьевна, игровые формы для младших дошкольников проведения нод по рисованию по новым стандартам одно и тоже, что игровой прием. разница в чем игровой прием и игровая форма? спасибо

    • admin:

      Татьяна, эти определения из «одной оперы». Игровая форма — это форма взаимодействия педагога с детьми. То есть, всё занятие Вы проводите в игровой форме. Игровой прием — понятие более узкое. Например, при проведении занятия все приемы будут словесные, объяснительные, а только один игровой.

  19. Здравствуйте, Белла Геннадьевна, по какой литературе можно пользоваться в д.с. Коммуникация, развитие речи, грамота ФГОС для старшей и подготовительной группах, наш д.с. работает по программе «От рождения до школы» и ещё наш коллектив выбрал направление театрализованная деятельность в развитие речи (как можно развивать речь с помощью театра), нужна методическая работа в течении года по этому направлению.возраст от 4 до 7 лет, может какая то литература есть,спасибо.

    • admin:

      Татьяна, теперь в каждой образовательной программе (» От рождения до школы»,»Детство» и др.) есть рекомендованный методический комплект (книги, пособия, методички). Лучше ориентироваться на него. А по театрализованной деятельности мне нравится книга Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников». Есть у Маханевой методичка про театрализованную деятельность (точное название не помню). Это не новая литература, примерно 2006 -2007 годов, но актуальности своей не потеряла.

  20. Здравствуйте, Белла Геннадьевна Игровые формы обучения детей рисованию в младшем дошкольном возрасте: виды и специфика применения , спасибо.

    • admin:

      Татьяна, не поняла Ваш вопрос. Нужно на основе этого предложения сформулировать тему? Напишите пожалуйста, подробнее.

  21. Здравствуйте, Белла Геннадьевна! «Игровые формы обучения детей рисованию в младшем дошкольном возрасте: виды и специфика применения» доклад, что можно рассказать? спасибо.

    • admin:

      Татьяна, в двух словах и не скажешь. Игровые формы обучения – это ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ и ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ педагога с детьми. Вот эти фразы и ищите в Интернете и в книгах. Под фразой «специфика применения» Вы напишите, как эти игровые методы можно применить.
      Структура доклада: 1. вступление (об игре в дошкольном детстве); 2. актуальность (необходимость обучения в младшем дошкольном возрасте посредством игры); 3. игровые формы и методы (примеры). 4. заключение (вывод).

  22. Татьяна:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Подскажите, какую можно взять задачу на межаттестационный период педагогу ДОУ по теме самообразования «развитие творческого потенциала и художественно-эстетической активности воспитанников средствами продуктивной деятельности». Педагог работает по КТП «Волшебный мир бумаги» с учетом интеграции техник при художественной обработки бумаги.
    Задача: Разработать пакет измерительных материалов для осуществления мониторинга достижений детей дошкольного возраста по по видам продуктивной деятельности в условиях ФГОС ДО.

    • admin:

      Татьяна, такую задачу взять можно, но она очень сложна. Целые коллективы ученых еле справляются с разработкой диагностики или мониторинга, а тут один воспитатель. Может быть, лучше взять про творческие способности (потенциал). Например, «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности». У меня на сайте про творчество есть несколько статей. Вот ссылка на одну из них
      http://detstvogid.ru/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov-v-produktivnyih-vidah-deyatelnosti/.html

  23. Здравствуйте, Белла Геннадьевна!подскажите как можно выступить с докладом или презентация на метод объединении по тема «Игровые формы проведения непосредственной образовательной деятельности по рисованию с учетом требовании ФГОС в младшем дошкольном возрасте».не игровые приемы, а именно игровые формы.

    • admin:

      Татьяна, вообще-то можете брать любые формы взаимодействия и они все будут игровыми. Мы же в детском саду всегда работали и работаем на основе игрового взаимодействия. Например: НОД в форме сюжетной игры, игры — путешествия, проблемной игровой ситуации.

  24. Аноним:

    Скажите , пожалуйста , по ФГОС в 1 мл.группе (2-3) года есть аппликация? У Лыковой прописаны и лепка и ааликация

    • admin:

      Здравствуйте, в этом случае нужно ориентироваться:
      1. На основную образовательную программу, на основе которой работает Ваш д/с (Детство, Радуга, От рождения до школы и др.). Если там есть для таких малышей лепка и аппликация, то и Вы можете работать.
      2. Если Вы взяли Лыкову как парциальную программу.
      3. Если Лыкова включена в часть программы д/сада, которая формируется участниками обр. отношений.

  25. лиля:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна!Подскажите пожалуйста, можно ли взять тему по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития» я который год увлекаюсь постановками с детьми сказок, сценок,различных инсценировок,где выходим с их показом на утренники и даже на городские мероприятия.Получаем 1 места.Люди просят поделиться опытом,заведующая заставляет написать программу кружка, а я(страшно признаться) не знаю как это сделать.

    • admin:

      Лиля, тему бы надо немного подкорректировать. Дело в том, что акцент должен быть на детях, на их развитии, а театрализованные игры – это уже СРЕДСТВО (оно второстепенно).
      Рекомендую так: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством (или в процессе) театрализованной деятельности». Но и эта формулировка достаточно общая. Желательно более конкретно: «Развитие творческих способностей (или развитие речевой активности, или развитие личностных качеств) детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности».
      Насчет программы кружка. Здесь на сайте в разделе «Методические подсказки» есть статья «Как разработать программу дополнительного образования». Так речь как раз о программе кружка. Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-razrabotat-programmu-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-dou/.html
      Вы попробуйте сами эту программу сделать. А если не получится, то высылайте мне то, что написали (имею в виду программу) и я могу её отредактировать и дополнить. Но это уже платно (см. статью «Мои услуги»).

  26. Лиля:

    Спасибо Большое Белла Геннадьевна!!!Здоровья Вам, за ваш доблестный труд!!!

    • admin:

      Лиля, спасибо!!! Буду стараться трудиться ещё лучше)))

  27. Наталья:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Я работаю старшим воспитателем совсем недавно. Есть несколько вопросов, моментов, в которых я сомневаюсь. Любая комплексная программа не в состоянии обеспечить все образовательные потребности детей. К примеру, наш детский сад работает по программе «Детство», но методический шлейф программы не содержит обеспечения, которое поможет сформировать у детей представления о времени, ориентацию на листе бумаги в клетку и т.д. Зато эти задачи прекрасно решаются в программах В.Новиковой. Так же обстоят дела и с аппликацией, лепкой и др. Могут ли педагоги использовать для решения конкретных образовательных задач в ходе НОД методическую литературу, конспекты, которые не входит в методический шлейф программы «Детство»? Достаточно ли внести эту литературу в список методического обеспечения ООП ДОУ?

    • admin:

      Наталья, это нормальное явление, когда комплексной программы не хватает для полноценной образовательной деятельности в ДОУ. Например, в «Детстве» хромает музыкальное развитие. Но внести только литературу будет недостаточно. Для этой цели в часть Программы, формируемой участниками обр. отношений впишите эти программы и распишите содержательную часть Программы с учетом их. Это на официальном уровне (на уровне Программы) будет входить в образовательный процесс Вашего сада.

  28. Наталья:

    Большое спасибо!