Работа со сказкой: интеграция образовательных областей

В соответствии с ФГОС дошкольного образования педагог должен развивать в дошкольниках творческую активность и творческую самостоятельность. Сказка в полной мере подходит для того, чтобы развивать в детях эти личностные качества. К тому же, работа по сказке включает интеграцию практически всех образовательных областей по ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Необходимо сказать, что сказки, равно как и многие художественные произведения, недостаточно используются в семье и в системе дошкольного образования для развития детей.
В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, волк злой, колобка всегда жаль, поделом и пушкинской старухе, оставшейся у разбитого корыта.
Потому что одна из задач развития речи дошкольников, стоящих перед взрослыми, — познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
А нетрадиционно – это, значит, научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.

Лариса Борисовна Фесюкова в книге «Воспитание сказкой» представила универсальную схему, помогающую использовать сказку нетрадиционно, при помощи творческих методов, тем самым способствующую развитию речи дошкольников. Она выглядит следующим образом:
Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.

Предлагаемые семь разделов выбраны условно, их может быть и больше, и меньше.
Несомненно, что каждая сказка по своему содержанию выдвигает на первый план лишь 1-2 из поставленных проблем, остальные будут второстепенными, сопутствующими. То есть, педагоги могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретной возрастной группы детей.
Пусть Вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется раздела «математика» или «экология». Важно, чтобы Вы, работая по этой схеме, могли творчески перестроиться, переработать сказку на любое важное для Вас направление. Это может быть и географическое путешествие, и экскурс в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. Направлений можно сформировать бесконечное множество.
Эта схема — лишь образец для творческой работы воспитателя со сказкой.

Давайте рассмотрим методику выполнения наиболее часто повторяющихся заданий и вопросов.
Для чего необходим «нравственный урок»? При данной методике он берет на себя нагрузку дать такое пояснение: в чем главный смысл сказки, на что нацеливает она ребенка, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть – вот главная задача.
Например, в сказке « Кот в сапогах» можно рассмотреть пословицу «Чужими руками жар разгребать». С данной позиции кот не может служить примером для подражания. Разве можно подражать тому, кто ради достижения цели легко обманывает, некрасиво ведет себя?
«Рукавичка». Предлагается раскрыть нравственный урок с помощью поговорки «В тесноте, да не в обиде». Не в обиде, но в ущерб кому-то (дед потерял рукавичку, ему холодно). Предложите детям на их уровне решить эти противоречия. А может не так это плохо и для деда – баба свяжет ему новые.
«Принцесса на горошине» — изнеженность принцессы.

«Воспитание добрых чувств». Нет необходимости кого-то убеждать в важности поставленной проблемы. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Вспомните вместе с детьми, – каким они представляют себе доброго человека. Любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д.
В данном случае сказки играют не последнюю роль по следующей причине:
дети любят героев сказки, они становятся для малышей родными, близкими, а значит, могут быть примером для подражания. Задача воспитателя – направить мысли и чувства малышей в нужное русло. Объясняйте детям, что добрый человек не любить людей, не может не проявить щедрость души, он сочувствует, сострадает, уважает других. Он не может быть завистливым, грубым, наглым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность. В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств.
Педагог может применить такие методические приемы:
• докажи, что герой лучше всех;
• кого тебе жалко в этой сказке;
• как бы ты поступил на месте героя или других персонажей.
Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Не менее важно сделать нашу речь эмоциональной, образной, красивой.

На решение этих проблем направлен третий раздел по развитию речи дошкольников – «Речевая зарядка».
Так какие же игры для детей будут способствовать воспитанию речетворчества, развитию речи и ее активизации?
1. Это умение задавать вопросы.
По мнению психологов (А.Запорожец, Л.Венгер и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить вопрос героям, к примеру, сказки про курочку Рябу (деду, бабе, курочке или мышке).
2. Конструирование слов, словосочетаний и предложений. Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение.
В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок, лесовичок);
срифмовать два слова (кузнец – удалец, лягушка — квакушка), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям, как предвестникам словотворчества;
составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого по словечку» (Колобок – Колобок катится – Колобок катится по дорожке – Колобок катится по зеленой дорожке и т.д.).
3. Записки, телеграммы, короткие письма. Хорошо известно, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, которые есть в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма.
К примеру, сказка «Красная шапочка». Решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя по содержанию и стилю).
Необходимо заметить, что ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность или предупреждать об опасности.
Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.
4. Фразеологизмы и пословицы. До недавнего времени считалось, что ребенку трудно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф.А.Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса.
Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, можно предложить почти к каждому произведению специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Одни из них будут точно соотноситься с основным смыслом сказки, другие менее подходить. Разбирая их вместе с детьми и обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
К примеру, пословица «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике как празднике проводов зимы, встречи весны, с блинами, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами. Не отсюда ли и радость кота – быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда коту масленица.
А когда ясен для малыша смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, где к героям можно было бы отнести ее с полным основанием.
5. Новые названия для сказки. Для развития речи чаще прибегайте к испытанному методу – придумыванию новых названий известных уже сказок, не искажая идеи произведения. Например, сказка «Рукавичка». Новые названия –«Дружный домик», «Рукавичка и звери», «Новый домик для зверей» и т.д.
6. Следующая развивающая игра для детейвведение вместо привычного героя, придуманного нового персонажа. Это нужно:
• для поддержания интереса к сказке,
• для того чтобы нарушить привычные стереотипы,
• чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.
Этот метод можно назвать условно «Введение частицы «не»» (Не репа выросла на грядке, а…, Не Красная Шапочка, а…, Не Иван-царевич, а…).
7. Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки или создать элемент неожиданности, можно прибегнуть и к такому приему: из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов. Не надо вводить ребенка в столь сложную терминологию (глаголы, существительные). Предложите детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись и убежали из сказки, давайте попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «Жи-бы-де-ба-бы-у ни-ку-ря-сне-ку-ря и т.д.».
8. Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:
• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• сочинить длинное и в то же время смешное слово (о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
• разобрать слова с одинаковым с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука –мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
• объяснить происхождение слова. В сказках присутствует множество слов, этимологию (происхождение) которых нужно будет объяснить (закоулочки);
• произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».
9. Взаимосвязь речевой и умственной деятельности. Для  развития речи можно предложить детям задания типа «Определите лишнее слово». Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних или только диких животных). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух – лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
10. Сказка должна развивать и общение. Для развития речи и общения дошкольников предложите игру для детей «Интервью». Для достоверности дайте ребенку микрофон или его заменитель. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти моменты диктуются сюжетами сказки и вы можете придумать сами.
11. Развитие мышления и воображения. Суть его такова – объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Или взять начало от одной сказки, а концовку – из другой. Это нелегкая работа и для взрослых. Ведь нужно логично вплести новых героев в сюжет, придумать иное содержание. В данном случае ак-тивную роль играют и речь ребенка, и его воображение. В этой работе руководи-телями и организаторами, несомненно, явля껋тся взрослые.
12. Постановка проблемного вопроса. Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказки. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка?) Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы).
К примеру, «А если бы Людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем?» Или «В каких еще сказках встречаются кошки и мышки?»
Или после прочтения «Золушки» дети при Вашем участии называют таких же добрых, красивых, трудолюбивых героинь из других сказок (Хаврошечка, сестрица Аленушка).

О связи сказки и математики.
Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. В данном случае сказка – очень хороший исходный материал. Тем более что математическое начало во многих сказках находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик»).

Через сказку можно закрепить с детьми такие понятия как число, форма, величина. Самый распространенный вопрос: «Чем похожи и чем отличаются». Найти сходство и различия – это больше вопросы логики, но математика без логики не существует. Именно поэтому детям полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?»
Когда дети познакомятся с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.
Например, данная модель напоминает сказку «Волк и семеро козлят».
А два заштрихованных кружочка – сказку «Два жадных медвежонка».
Работая в этом направлении, педагог постепенно приводит ребят от конкретики к абстрагированию.
Или придумать сказочную задачку или математический вопрос
Сказка «Волк и семеро козлят». Задачка: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, то, сколько бы козлят нашел бы волк в избушке?
— «В избушке у козы было 7 козлят. Волк отыскал только 6 козляток. Сколько козлят успело спрятаться от злого Волка?»;
Сказка «Колобок». Вопросы: Сколько персонажей (героев) встретил коло-бок, когда катился по дорожке? Какой формы колобок?
— «Колобок спел Зайчику 2 песенки, Медведю – 3 песенки, а Лисе – 4 песенки. Сколько всего песен спел Колобок?»;
— «Хитрая лиса похитила у старика 8 рыбок. А Волку дала только одну. На сколько больше рыбы съела Лиса, чем обманутый Волк?»;
-«Кот Баюн исполнил 10 колыбельных песен. Из них 3 для Маришки, 4 для Ванюшки, а остальные для Гришутки. Сколько колыбельных песен спел кот Баюн для Гришутки?» и др.

Формирование экологической культуры через сказку.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задача формирования экологической культуры дошкольников интегрируется в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Экологические игры для детей можно включить в направление «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики, развития предмета или явления. Возьмем семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя – дерево – цветущее дерево – плоды – варенье и т.д. Можно изучить путь от конечного результата к началу (от варенья до семени). Необходимо детей подвести к пониманию того, что во все в природе взаимосвязано и все находится в развитии. Так, заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их трудностях (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве).
Более осознанному пониманию детьми природы и природных явлений помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя:
• А если бы не наступила весна?
• А если бы пропал ветер?
• А если бы погасло солнце? и т.д.
Или игра «Хорошо – плохо» (аналог «Вред – польза»). Так, болото – это плохо: можно увязнуть, много комаров, на вид некрасивое. Но это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам живется в нем хорошо и т.д.

Игры для детей, развивающие моторику рук — «Сказка развивает руки».
Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Можно предложить изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно:
объемная аппликация – мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости вырезается;
пальцевая живопись – рисунок выполняется с помощью красок пальца-ми или кулачками;
рисование на мокрой бумаге – смачивается кусок ваты или поролона, за-тем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;
— волшебный рисунок – вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской, контуры как бы проявляются;
монотопия – рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;
— «живая капля» — большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводиться или дорисовывается;
коллаж – в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природный материал.

Обращаю внимание педагогов на то, что предложенный материал может быть основой консультаций для родителей по развитию речи и развивающим речевым играм для дошкольников, а также основой при разработке проектной деятельности в ДОУ.

«Познавательные сказки» Вы можете скачать на странице «Библиотека» в разделе «Познавательное развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.