Проектная деятельность в ДОУ

deti kubiki

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.
Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи:
— обучать элементарному планированию;
— формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
— развивать творческие способности;
— формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Основные требования к проектной деятельности:
— наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
— практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
— самостоятельная деятельность дошкольника;
— использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Типология проектов:
(по Евдокимовой Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»)
доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;
характер координации проекта (руководство со стороны воспитателя): непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);
количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые);
продолжительность проекта (краткосрочные (1 -2 занятия), среднесрочные (до месяца), длительные.

В дошкольном учреждении могут быть:
1. Информационные проекты
— направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
— структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.

Пример информационного проекта можно посмотреть здесь.

2. Исследовательские проекты
— осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Пример исследовательского проекта можно посмотреть здесь.

3. Ролевые проекты
— это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
4. Творческие проекты
— как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
— творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т.д.)

Пример творческого проекта можно посмотреть здесь.

Деятельность педагога:
На 1 этапе — определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу.
В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную), проблемную ситуацию.
На 2 этапе- помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей
На 3 этапе – осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т.д.
На 4 этапе — подготовка к презентации. Презентация (защита проекта), оценка.

Деятельность дошкольников:
На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.
На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.
На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков
На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности

Структура образовательного проекта:
— название проекта;
— авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта;
— общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты;
— этапы проведения проекта;
— результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Темы проектов в дошкольном образовании достаточно разнообразны, например:
— Папа, мама, я — спортивная семья.
— Техника, которая нам помогает.
— Здравствуй, олимпиада!
— Памятники нашего города.
— Игрушки из бабушкиного сундучка и др.

Результатами проектной деятельности могут быть:
— Выставка, газета, журнал.
— Костюм, модель, коллекция.
— Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.
— Экскурсия, поход, путешествие.
— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
— Спектакль, праздник, видеофильм.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

14 комментариев к записи “Проектная деятельность в ДОУ”

  1. Алевтина:

    Здравствуйте Белла Геннадьевна!
    Подскажите пожалуйста, как правильно сформулировать тему по самообразованию.
    Мне интересна проектная и исследовательская деятельность. Но я не могу определить направление темы.
    Так как я работаю воспитателем совсем не много. И мне все интересно. Детишки в моей группе 3-4 лет.

    • admin:

      Алевтина, предлагаю не очень сложные темы (все по ФГОС ДО):
      1. Формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста об окружающем мире в проектной (или исследовательской) деятельности.
      2. Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе проектной (или исследовательской) деятельности.
      3. Ознакомление воспитанников с детской художественной литературой в процессе проектной (или исследовательской) деятельности.
      4. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе проектной (или исследовательской) деятельности.

  2. Алевтина:

    Белла Геннадьевна большое спасибо.

  3. Тамара:

    Уважаемая,Белла Геннадьевна!Проект по театрализованной деятельности я подготовила ,не могу грамотно составить паспорт проекта.Помогите пожалуйста.

  4. светлана:

    Белла Геннадьевна, помогите раскрыть тему семинара «Проектная деятельность, как одно из перспективных направлений качественной реализации ФГОС ДО». Мне нужен план и цель.

    • admin:

      Светлана, насколько я поняла, семинар будет ознакомительным, внутри д/сада. Цель: формирование профессиональных компетенций педагогов, необходимых для осуществления проектной деятельности с воспитанниками.
      План примерно такой:
      — теоретическое выступление ст. воспитателя о проектной деятельности (можно взять статью, под которой мы переписываемся, и сделать презентацию);
      — затем предложить вопросы для обсуждения. Например: 1. Создание условий для организации проектной деятельности в условиях ДОУ. 2. Педагогическая поддержка самостоятельной деятельности воспитанников в процессе реализации проекта. 3. Взаимодействие ДОУ и семьи в ходе проведения проекта. (По этим вопросам должны выступить с презентациями воспитатели. После каждого вопроса – обсуждение);
      — заключительное слово ст. воспитателя или заведующей.
      Можете дать задание: разработать проект на ту или иную тему.

  5. Нина:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Помогите, пожалуйста, сформулировать тему педсовета по реализации регионального компонента

    • admin:

      Нина, можно так:
      1. Создание педагогических условий в ДОУ для формирования у воспитанников региональных этнокультурных и социокультурных ценностей.
      2. Создание педагогических условий в ДОУ для приобщения воспитанников к национальным традициям, истории и культуре своей «малой родины».
      3. Организация образовательного процесса в ДОУ на основе регионального содержания.

      • Нина:

        Огромное спасибо, Белла Геннадьевна, за помощь! Какое счастье, что однажды я нашла этот сайт, здесь все понятно и грамотно объясняется без современных размытых формулировок.

  6. Юлия:

    Здравствуйте, Белла Геннадьевна! Помогите, пожалуйста подготовить памятку для педагогов «Проект создания сюжетно — ролевой игры», на что можно опереться и с чего начать?

    • admin:

      Юлия, прежде всего, пусть воспитатель ориентируется на свою методическую тему (тему по самообразованию). Исходя из темы формируется цель игры; затем выбираются герои сюжета (или основные предметы) и др. оборудование; придумываются диалоги. Обязательно цель должна совпадать с результатом игры. А начинать можно (чтобы потренироваться) с изменения (переделывания) известных сюжетно-ролевых игр, это будут так называемые модифицированные игры. Это не сложно – достаточно изменить героев игры, или место действия, или изменить оборудование.
      Посмотрите здесь на сайте мою статью про сюжетно-ролевую игру. Там кое-что можно взять для памятки. Вот ссылка http://detstvogid.ru/rukovodstvo-syuzhetno-rolevoy-igroy-doshkolnikov-v-sootvetstvii-s-fgos-do/.html