Космическое путешествие

Познавательно-творческий проект
«Космическое путешествие»
для детей старшего дошкольного возраста

Бизунова Нина Анатольевна,
воспитатель МДОУ № 2,
г. Оленегорск

Участники проекта:
— воспитанники кружка «Волшебные краски», дети 5-7 лет;
— воспитатели;
— руководитель изостудии.
Срок проведения: краткосрочный.
Тип проекта: познавательно-творческий.

Цель: систематизировать представления детей о космосе, людях его осваивающих и существах, в нём обитающих.
Задачи:
1. Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
2. Развивать воображение, творческое мышление и познавательный интерес.
3. Закрепить полученные знания детей о планетах, входящих в Солнечную систему.
4. Формировать умение переносить знакомые способы деятельности в новую творческую ситуацию.
5. Подготовить детские работы на конкурс рисунков.

Ожидаемый результат:
— дети овладели элементарными навыками нетрадиционного рисования: набрызг, монотипия, заливка;
— работы детей отправлены на региональную выставку — «Зеленая планета» и городскую (посвященную освоению космоса) — «Космос»;
— систематизированы представления детей о космосе и космонавтах.

Проблема: Что представляет из себя космос? Какими способами рисования можно наиболее быстро и образно передать космическое пространство.

Предварительная работа:
1. Чтение литературы о космосе.
2. Беседа о космосе и возможности жизни на других планетах.
3. Просмотр видео и фото-материалов про космос, космонавтов и вселенную, различных видов космических аппаратов для передвижения в космосе.
4. Создание «космических звездолётов» для пришельцев пластическим способом.
5. Рассматривание иллюстраций на космическую тему.
6. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».
7. Слушание мелодии группы «Спейс» «Космическое путешествие».

Содержание практической деятельности по реализации проекта:
1 этап – организационный:
— организационная игра воспитателя с детьми;
— совместное с детьми размышление о первом полете Юрия Алексеевича Гагарина в космос;
— принять решение участвовать в конкурсе детского рисунка.
2 этап – практический:
— разделение на творческие группы;
— объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла;
— завершение коллективной работы над проектом при участии педагогов и воспитанников.
3 этап — заключительный:
— совместное с детьми размышление о пользе проекта для всех детей ДОУ.
— защита проекта в виде презентации «Космическое путешествие».

Занятие-путешествие на тему «Полет в космос»

Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Обобщить знания детей о космосе, людях его осваивающих и существах, в нём обитающих.
2. Совершенствовать умение детей использовать различные способы рисования.
Развивающие задачи:
1. Развивать воображение и умение переносить знакомые способы в новую творческую ситуацию.
2. Развивать познавательный интерес.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать самостоятельность детей в поиске средств выразительности и приёмов изображения задуманных объектов рисования.
2. Воспитывать интерес к сотворчеству.

Оборудование:
— запись группы «Спейс» «Космическое путешествие»;
— картинки, иллюстрации о космосе;
— карта звездного неба;
— видеозапись мультфильма «Тайна третьей планеты»;
— видеоролик «Космическое путешествие»;
— листы бумаги формата А-3 и А-4;
— гуашь, жесткие кисти;
— оргстекло размером А-4;
— клей ПВА, тряпочки.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Группа украшена по теме «Космос».
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Где можно путешествовать?
Дети: По горам, по морю, по лесу, по пустыне, в дальние страны и т.д.
Воспитатель: Я вам предлагаю сегодня отправиться в космическое путешествие. А что же такое космос? (Ответы детей).
Воспитатель: А какие цвета живут в космосе? Каким бы вы его нарисовали?
Дети: Фиолетовым, синим, черным, темно-зеленым …
Воспитатель: А кто такие космонавты?
Дети: Люди смелые, отважные, умные, здоровые, не боятся высоты.
Воспитатель: А вы хотите быть космонавтами? Представьте, что вы готовы полететь в космос.

Воспитатель читает стихотворение:
Чтобы космонавтом стать,
Чтобы в небо взлетать,
Надо много уметь,
Надо многое знать.

Воспитатель: Что же должен знать настоящий космонавт? (Ответы детей).
Конечно же, он должен все знать о космосе. То, как выглядят звезды, наша планета, на которой мы живем, другие планеты, сколько их, как нужно вести себя в космосе и многое другое.

Видеоролик «Космическое путешествие».
Воспитатель: Что вы представляли, слушая музыку? Что интересного увидели?
(На экране появляется звёздное небо, Галактика, Солнечная система. Тихо играет музыка).

Воспитатель загадывает загадку.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.

Воспитатель: Что же это за шар?
Дети: Земля.
Воспитатель: Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля? (Воспитатель подводит детей к мнению, что наша планета – это огромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг).
Воспитатель: Да, правильно ребята, она круглая, как яблоко. Земля – спутник Солнца, поэтому она вращается вокруг него. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца вращаются ещё восемь планет. Может кто-то из вас знает названия планет? (Ответы детей).

Воспитатель подходит к плакату, на котором изображена Солнечная система и предлагает детям найти среди этих планет наш дом – Землю.
Воспитатель: А как вы узнали, что это Земля?
Дети: Наша планета голубого цвета.
Воспитатель: Как вы думаете, почему она голубая?
Дети: На Земле много воды.
Воспитатель: Да, когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.

Физкультминутка:
Педагог читает загадку, дети выполняют движения:
Кто-то утром, не спеша,
(Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар,
(Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук –
(Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг.
(Повороты в стороны.)
Что это за шар?

Дети (хором): Солнце.
Воспитатель: Что же еще, кроме планет, мы можем увидеть в космосе?
Дети: Звезды.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Красные, зеленые, желтые, белые.
Воспитатель: Кто из вас знает, что такое звезды? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, звезды — это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими?
Дети: Они находятся очень далеко от нас.
Воспитатель: Какая звезда к нам ближе всего?
Дети: Это наша звезда – Солнце.
Воспитатель: Каким цветом можно его нарисовать?
Дети: Желтым, красным, оранжевым.
Воспитатель: Она дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле. А что же еще мы можем увидеть в космосе?
Дети: Ракеты, летающие тарелки, инопланетян.
Воспитатель: Кто они – эти живые существа?
Дети: Пришельцы, инопланетяне.
Воспитатель: А как они могут выглядеть? Чем похожи и чем отличаются инопланетяне от нас, людей? (Слайд). (Ответы детей).
Воспитатель: Каким цветом их можно нарисовать? (Ответы детей).
Воспитатель: Итак, вы готовы полететь в космос?
Дети: Да.
Воспитатель: Что наденем, когда полетим в космос?
Дети: Шлем, скафандр, специальную обувь.
Воспитатель: Для полёта в космос нужны космические корабли — звездолёты. Во время пути мы будем зарисовывать все, что вы могли бы увидеть в нашем путешествии.

Проблемная задача.
Воспитатель: Ребята, только времени у нас совсем немного. Давайте подумаем, как нам можно быстро нарисовать много звезд? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, их можно просто набрызгать краской. (Воспитатель показывает, как это можно сделать).
Воспитатель: А как же быстро нарисовать планеты? (Ответы детей).
Воспитатель: Можно сделать оттиск со стекла, а потом их вырезать и приклеить. (Воспитатель снова показывает, как это можно сделать).
Воспитатель: Вот теперь мы готовы к старту! Итак, заработали моторы, ракеты набирают нужную высоту, космонавты удобно расположились в креслах и приготовились к работе на борту.

Разминка экипажа.
Зрительная гимнастика: Посмотрите на мерцающие огоньки (гирлянда) слева направо и справа налево.

Самостоятельная деятельность детей.
Звучит музыкальная композиция группы «Спейс» «Космическое путешествие». Дети рисуют. В ходе работы воспитатель уточняет приёмы рисования, которые можно использовать детям для создания космического пространства, образов пришельцев, цветовую гамму, направляет детей на взаимодействие, взаимопомощь при затруднениях товарищей. Напоминает о том, чтобы не забыли придумать имя своему пришельцу.

Итог.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Показали свои знания, умения и в тоже время попутешествовали. А сейчас мы отправляемся на Землю.
Позывные с Земли: Внимание! Внимание! Я — Земля! Молодцы, ребята! Чтобы вам не было скучно на обратном пути, мы с вами немножко поговорим. Скажите, что вам понравилось в нашем путешествии? (Ответы детей).
Воспитатель предлагает некоторым детям рассказать, каким способом выполняли свою работу, как зовут инопланетянина, с какой планеты он прилетел, как можно назвать работу?
Воспитатель: Время полёта подходит к концу. У нас осталось 10 секунд. 10, 9 …1 – приземляемся!

Литература:
Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – Петрозаводск: Кругозор, 1995.
Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М.: Детская литература, 1967.
Гризик Т. Познаю мир. – М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.
Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.
Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. – Л.: Детская литература, 1980.

Приложение:
Загадки о космосе для детей

Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
(Луна)

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)

Желтая тарелка на небе висит.
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)

В дверь, в окно
Стучать не будет,
А взойдет
И всех разбудит.
(Солнце)

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)

Космическая разминка для всех:
Я очень прекрасен, меня все узнают в лицо.
Бесспорно, я влиятелен, ношу я модное кольцо.
(Сатурн)

Для звездочета я – загадка, и начинаюсь я на “М”.
Но только я не шоколадка, хотя я тоже нравлюсь всем.
(Марс)

Ты меня увидишь в небе. Я хвостата, не хвастлива.
Не планета, не ракета, а зовут меня…
(Комета)

Шел я мимо, видел диво. Над домом у дорожки
Повисло пол лепешки.
(Месяц)

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.