Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Проектная деятельность в краеведческом образовании детей старшего дошкольного возраста | ДЕТСТВО-ГИД

Проектная деятельность в краеведческом образовании детей старшего дошкольного возраста

Мастер-класс

«Проектная деятельность в краеведческом образовании

детей старшего дошкольного возраста»

 

Леонова Галина Сергеевна,

воспитатель МДОУ № 14,

 г. Оленегорск Мурманской обл.

 

Уважаемые коллеги!

Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс по теме «Проектная деятельность в краеведческом образовании детей старшего дошкольного возраста».

Цель мастер-класса: освоение специфики и последующее применение планирования проектов в соответствии с требованиями ФГОС ДО в практической деятельности педагога-воспитателя.

Задачи:

  1. Приобрести умение общаться в различных социальных ситуациях.
  2. Планировать и организовывать деятельность индивидуально и в команде.
  3. Использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.
  4. Приобрести систему актуальных знаний и практико-ориентированных умений.

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Эта любовь начинается с любви к малой родине. Но чтобы любить, надо знать. Детям дошкольного возраста доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес.

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особую значимость приобретает проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования. Метод проектов обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывают образовательные области.

В ходе опытно-экспериментальной работы «Краеведение как фактор гуманизации дошкольного образования» была разработана программа «Азбука краеведения». Основной технологией краеведческого образования дошкольников стал метод проектов.

Содержание краеведения систематизировано по тематическим блокам: «Я и моя семья», «Детский сад», «Природа вокруг нас», «Оленегорск — мой город родной», «Мой край».

Разработанные методические материалы помогают нам в реализации стандарта в части требований к содержанию части программы, формируемой участниками образовательного процесса.

Для успешной реализации краеведческого содержания мы разработали схемы планирования проектов с учетом содержания образовательных областей.

Рассмотрим вариант планирования на примере темы «Мой родной город». По этой теме может быть выстроен педагогический процесс, обеспечивающий разностороннее развитие детей в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта.

  1. В центре искусства можно подготовить материалы для рисования, изготовления панно или художественного панно, подобрать репродукции фотографий, стимулирующие к созданию творческих работ на темы «Мой город», «Моя улица», «Достопримечательности города», «Главные предприятия города».
  2. Развитие проекта может с успехом осуществляться в конструктивной деятельности при изготовлении макетов домов и других построек. В процессе такой работы дети могут познакомиться с архитектурными и геометрическими формами, способами их соединения, научаться подбирать детали и создавать конструкции по образцу, схемам, чертежам.
  3. Кроме того в рамках данной темы могут быть созданы условия для эффективного развития пространственных представлений. Например: понимания, что такое «спереди — сзади», «слева = справа! «верх – низ», умение передвигаться в заданном направлении, находить дорогу по словесному описании, схеме. Для развития у детей временных представлений можно рассказать детям о прошлом, настоящем и будущем города.
  4. В рамках данного проекта может осуществляться работа по формированию у детей элементарных естественно-научных представлений. Например: педагог может рассказать детям о видах поселений людей (город, село, посёлок, деревня). Строя дома, мосты, тоннели из песка, глины снега, дети могут познакомиться с различными свойствами веществ. На экскурсиях и прогулках можно познакомить детей с архитектурой города, природно-климатическими условиями.
  5. Поскольку современная городская жизнь полна экологических проблем, важно рассмотреть с детьми вопрос о загрязнении окружающей среды выхлопными газами, отходами производства, бытовым мусором .. В рамках этой темы необходимо развивать у детей ответственное, бережное отношение к окружающей природе, которая необходима в городе. Для этого можно привлечь детей к благоустройству, уборке, озеленению двора или участка детского сада.
  6. Тему «Наш город» можно развернуть и таким образом, чтобы обеспечить условия для развития у детей представлений о человеке в истории и культуре. Целесообразно рассказать детям об изменении быта человека (о водопроводе, электричестве, отоплении, электрических приборах). Соответственно педагог может провести беседу об образе жизни людей в современном городе и в прежние времена, рассказать, об изменениях условий быта, средств передвижений и коммуникаций, о традиционных и современных профессиях людей.
  7. Для возникновения и развёртывания игровой деятельности можно запланировать ряд собственных действий и совместных мероприятий. Например, в центре сюжетно-ролевой игры педагог может организовать игру «Все работы хороши». При этом дети научатся в игре распределять роли, развивать игровые действия, отражать профессии своих родителей. В процессе дидактической игры «Собери герб» дети могут научиться выделять герб родного города из других знаков.
  8. Тема «Наш город» открывает широкие возможности для речевого развития ребёнка. Так, например, читая рассказы или стихи о родном городе, педагог способствует обогащению словаря, развитию связной речи овладению грамматическим строем речи.

Мы рассмотрели планирование проектной деятельности на примере темы «Наш город».

Я предлагаю вам разделиться на 3 команды и определить тему вашего проекта («Моя семья», «Мой детский сад», «Мой край»). Опираясь на алгоритм, вам необходимо спланировать проектную деятельность по вашей теме. Регламент подготовки – 10 минут, представление проекта –5 минут.

Теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам, опираясь на предложенные схемы, разработать содержание проекта.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.