Мастер-класс
«Проектная деятельность в краеведческом образовании
детей старшего дошкольного возраста»
Леонова Галина Сергеевна,
воспитатель МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
Уважаемые коллеги!
Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс по теме «Проектная деятельность в краеведческом образовании детей старшего дошкольного возраста».
Цель мастер-класса: освоение специфики и последующее применение планирования проектов в соответствии с требованиями ФГОС ДО в практической деятельности педагога-воспитателя.
Задачи:
- Приобрести умение общаться в различных социальных ситуациях.
- Планировать и организовывать деятельность индивидуально и в команде.
- Использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата.
- Приобрести систему актуальных знаний и практико-ориентированных умений.
Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Эта любовь начинается с любви к малой родине. Но чтобы любить, надо знать. Детям дошкольного возраста доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес.
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особую значимость приобретает проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования. Метод проектов обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывают образовательные области.
В ходе опытно-экспериментальной работы «Краеведение как фактор гуманизации дошкольного образования» была разработана программа «Азбука краеведения». Основной технологией краеведческого образования дошкольников стал метод проектов.
Содержание краеведения систематизировано по тематическим блокам: «Я и моя семья», «Детский сад», «Природа вокруг нас», «Оленегорск — мой город родной», «Мой край».
Разработанные методические материалы помогают нам в реализации стандарта в части требований к содержанию части программы, формируемой участниками образовательного процесса.
Для успешной реализации краеведческого содержания мы разработали схемы планирования проектов с учетом содержания образовательных областей.
Рассмотрим вариант планирования на примере темы «Мой родной город». По этой теме может быть выстроен педагогический процесс, обеспечивающий разностороннее развитие детей в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта.
- В центре искусства можно подготовить материалы для рисования, изготовления панно или художественного панно, подобрать репродукции фотографий, стимулирующие к созданию творческих работ на темы «Мой город», «Моя улица», «Достопримечательности города», «Главные предприятия города».
- Развитие проекта может с успехом осуществляться в конструктивной деятельности при изготовлении макетов домов и других построек. В процессе такой работы дети могут познакомиться с архитектурными и геометрическими формами, способами их соединения, научаться подбирать детали и создавать конструкции по образцу, схемам, чертежам.
- Кроме того в рамках данной темы могут быть созданы условия для эффективного развития пространственных представлений. Например: понимания, что такое «спереди — сзади», «слева = справа! «верх – низ», умение передвигаться в заданном направлении, находить дорогу по словесному описании, схеме. Для развития у детей временных представлений можно рассказать детям о прошлом, настоящем и будущем города.
- В рамках данного проекта может осуществляться работа по формированию у детей элементарных естественно-научных представлений. Например: педагог может рассказать детям о видах поселений людей (город, село, посёлок, деревня). Строя дома, мосты, тоннели из песка, глины снега, дети могут познакомиться с различными свойствами веществ. На экскурсиях и прогулках можно познакомить детей с архитектурой города, природно-климатическими условиями.
- Поскольку современная городская жизнь полна экологических проблем, важно рассмотреть с детьми вопрос о загрязнении окружающей среды выхлопными газами, отходами производства, бытовым мусором .. В рамках этой темы необходимо развивать у детей ответственное, бережное отношение к окружающей природе, которая необходима в городе. Для этого можно привлечь детей к благоустройству, уборке, озеленению двора или участка детского сада.
- Тему «Наш город» можно развернуть и таким образом, чтобы обеспечить условия для развития у детей представлений о человеке в истории и культуре. Целесообразно рассказать детям об изменении быта человека (о водопроводе, электричестве, отоплении, электрических приборах). Соответственно педагог может провести беседу об образе жизни людей в современном городе и в прежние времена, рассказать, об изменениях условий быта, средств передвижений и коммуникаций, о традиционных и современных профессиях людей.
- Для возникновения и развёртывания игровой деятельности можно запланировать ряд собственных действий и совместных мероприятий. Например, в центре сюжетно-ролевой игры педагог может организовать игру «Все работы хороши». При этом дети научатся в игре распределять роли, развивать игровые действия, отражать профессии своих родителей. В процессе дидактической игры «Собери герб» дети могут научиться выделять герб родного города из других знаков.
- Тема «Наш город» открывает широкие возможности для речевого развития ребёнка. Так, например, читая рассказы или стихи о родном городе, педагог способствует обогащению словаря, развитию связной речи овладению грамматическим строем речи.
Мы рассмотрели планирование проектной деятельности на примере темы «Наш город».
Я предлагаю вам разделиться на 3 команды и определить тему вашего проекта («Моя семья», «Мой детский сад», «Мой край»). Опираясь на алгоритм, вам необходимо спланировать проектную деятельность по вашей теме. Регламент подготовки – 10 минут, представление проекта –5 минут.
Теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам, опираясь на предложенные схемы, разработать содержание проекта.