Из опыта работы
«Использование проектного метода при ознакомлении
детей старшего дошкольного возраста с профессиями»
Харина Ирина Владимировна,
старший воспитатель,
Карачева Ирина Александровна,
Юсупова Ольга Владимировна,
воспитатели МДОУ «ЦРР- д/с № 152»,
г. Магнитогорск
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов.
Проектная деятельность, как ни какая другая способствует развитию познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Проектный метод является эффективной формой познавательно-исследовательской деятельности со всеми участниками педагогического процесса: педагогами, детьми, родителями, социумом. Для педагога – это рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность. Для детей – это повышение качества формирования личностных качеств, при освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность развивает кругозор, творческое и критическое мышление, самодисциплину, общую культуру, позволяет участникам быть более активными, способствует развитию навыков общения в команде, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Познавательно-исследовательский проект
«Кто построил новый дом и тот, в котором мы живем»
Цель: Расширение представления детей о профессии строитель, ее многообразии и важности для общества.
Задачи:
- Дать представление детям о важности, нужности профессии строителя.
- Показать многообразие строительных специальностей.
- Закрепить представления детей о строительной технике, её назначении.
- Продолжать знакомить с разными строительными материалами и их свойствами.
- Познакомить с культурным наследием архитектуры.
- Рассмотреть историю развития строительства с древних времен и до наших дней.
- Развивать речь, мышление, умение выдвигать предположения и делать выводы.
- Воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда, желание делиться своими знаниями друг с другом, сотрудничать со взрослыми и сверстниками, оказывать помощь.
Участники проекта:
— дети подготовительной группы (6-7 лет);
— воспитатели;
— родители воспитанников.
Вся работа, предшествующая созданию проекта, разделена на несколько этапов.
1 этап — Целеполагание
Определение на основе заявленной проблемы общей цели и задач проекта.
2 этап — Разработка
Проектирование образовательного процесса для всех участников проекта.
3 этап — Практическая часть
Выполнение комплексно-тематического плана.
4 этап — Подведение итогов
Обобщение результатов, выводы, представление опыта педагогической общественности (презентация).
Основные направления работы с детьми по видам деятельности
Двигательная:
Физминутка «Маляры», «Строительная зарядка», игра «Зимой и летом все мы строим», подвижные игры/эстафеты «Стройка», подвижная игра «Строители».
Игровая:
Дидактические игры: «Кому что нужно для работы?», «Подбери строительный материал», «Предметы труда», «Сложи дом из частей», «Профессии», «Где чей дом», «Город и деревня», « Построй здание», « Найди одинаковые конструкции», сюжетно-ролевая игра «Мы архитекторы», сюжетно-ролевая игра «Стройка»,
Коммуникативная:
Рассматривание иллюстраций и беседы на темы «Строительные профессии», «Виды зданий», «Современная архитектура», «Архитектура Древнего мира», «История строительства нашего города», «Деревянное строительство на Руси», «Строительная техника». Пословицы и поговорки о труде строителя.
Изобразительная:
Рисование «город будущего», «Люблю по городу гулять», изготовление коллажа «Строим дом», аппликация «Необычные дома».
Чтение художественной литературы:
Пермяк Е. «Для чего руки нужны», Кузьмин Л. «Солнечные окошки», Благинина Е. «Я дома не люблю сидеть», Заходер Б. «Строители», Баруздин С «Кто построил дом», Воронкова Л. «Мы строим, строим, строим», В.Маяковский «Кем быть», С.Михалков «Три поросёнка», русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Теремок», чтение научно-популярной литературы «Семь чудес света».
Трудовая:
Коллективная работа по ручному труду «Такие разные дома»
Познавательно-исследовательская:
Экскурсия на стройку
Наблюдение за строительной техникой
Создание коллекции «Строительные машины»
Экспериментирование с песком, глиной, водой.
Игра-эксперимент «Изготовим бетон»
Музыкальная:
Слушание музыки «Марш строителей», «Не кочегары мы….», «Песенка мышонка» (из одноименного мультфильма).
Конструирование:
Конструирование «Строительная техника», «Разные здания», моделирование строительной площадки и высотного дома с помощью конструкторов, проектирование города по плану.
Посмотреть или скачать опыт работы по теме «Использование проектного метода при ознакомлении дошкольников с профессиями»