Из опыта работы
«Педагогическое сопровождение родителей в краеведении»
Леонова Галина Сергеевна,
воспитатель МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
Первая школа воспитания растущего человека – это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребёнка. Здесь он учится любить, терпеть, развиваться, сочувствовать. В семье приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».
На первом этапе экспериментальной работы «Краведение как фактор гуманизации дошкольного образования» особое внимание мы уделяли взаимодействию с родителями. Сотрудничество строилось на основе дифференцированного подхода через изучение социального портрета семей (типы семей, образовательный уровень родителей, их социальный статус). Проведённое анкетирование на тему «Что мы знаем о городе?» и последующее оглашение результатов на родительском собрании показало, что родители готовы сотрудничать с педагогами группы по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного города. Они лично заинтересованы в расширении представлений и передаче полученных знаний своим детям об истории своей семьи, родном крае и его истории, животном и растительном мире Заполярья, коренных жителях.
Важно было найти такую форму общения с родителями, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания и обучения. Одна из таких форм – создание семейного клуба «Родительский дом – начало начал».
Цель: объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания и развития ребёнка, предоставления родителям возможности общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Для работы семейного клуба разработано Положение, где определены права и обязанности членов клуба, составленное членами родительского комитета, педагогами группы, утверждено на общем родительском собрании; составлена план-программа.
На заседании круглого стола «Давайте познакомимся» определились основные направления взаимодействия, наиболее важные темы заседаний, индивидуальные особенности членов клуба. Вниманию родителей была предоставлена выставка рисунков «Семья глазами ребёнка», проведён тренинг педагогом-психологом «Что значит общаться?», анкетирование родителей на тему «Что хранит ваша память о детстве?», подготовили фото-стенд «Пока мамы нет дома», произведён обмен кулинарными рецептами, чаепитие (история о чайных церемониях и дегустация семейных блюд).
Основные направления семейного клуба:
- Просветительское – предоставление информации регионального содержания для повышения общей культуры родителей, приобщение их к художественной литературе, музыке, живописи родного края.
- Практико-направленное – повышение заинтересованности родителей в выполнении общего личностно-значимого дела, содействие проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания, создание условий для реализации собственных интересов).
Задачи клуба:
— составление плана работы клуба, определение состава клуба, выявление образовательных запросов родителей путём анкетирования, тестирования, опроса;
— привлечение специалистов (педагогов, узких специалистов педагога-психолога с целью формирования у родителей определённых представлений и практических умений в разных областях семейного воспитания), включение и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
Участие в работе клуба основывалось на добровольной основе, учитывались пожелания и предложения участников клуба, общение строилось на основе взаимопонимания, взаимоуважения, эмпатии, к работе подходили творчески.
Заседания клуба проходили в помещении детского сада один раз в квартал, иногда вне плана по инициативе родителей (туристический поход, организация экскурсий на предприятие города, где работают родители и др.).
На родительских собраниях, встречах за «круглым столом», активно обсуждались вопросы на тему «Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника», «Формирование основ гражданственности». На основе решений родительских собраний были организованы совместные экскурсии в детскую библиотеку, в Дом культуры «Горняк», к памятным местам Оленегорска, турпоходы «Заполярные тропы».
Цель заседания клуба на тему «У свечи семья сильна своими традициями» — помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребёнка. Родители обменивались мнениями «История семьи в традициях», рассказывали о семейных реликвиях, подготовили выставку «Из поколения в поколение», выставку картин на тему «Картина в моём доме». На поэтических страницах читали любимые стихи, исполняли романсы.
Заседание «Праздник ёлки в нашем доме» оказало практическую помощь в подготовке и проведении праздника в домашних условиях, помогло порадовать детей и всех членов семьи, создать атмосферу добра и радости в праздничные дни. Был организован практикум по изготовлению игрушек, поделок, оформлению комнаты, подготовлен рассказ «Праздник ёлки на Руси», информация музыкального руководителя «В лесу родилась ёлочка» (из истории песен), практикум проведения игр с детьми в домашних условиях, стихи, загадки, сюрпризы на тему «Зима», «Ёлка», праздничный стол (кулинарные рецепты трёх поколений).
На заседании «Семья – как много значит в этом слове» родители делились опытом семейного воспитания. Педагогом-психологом подготовлена беседа «Эмоциональное самочувствие дошкольника в семье», оформлена выставка детских рисунков «Прочти детские эмоции» и семейных портретов «Чтобы вспомнить какими мы были, загляните в семейный альбом», где родители могли проследить отношения между поколениями.
Совместно с родителями был проведён совместный Торжественный вечер, посвящённый 25-летию со дня открытия МДОУ №14 «Дубравушка». Была организована встреча с выпускниками и их родителями, бывшими сотрудниками и воспитанниками ДОУ, подготовлен стенд «По страницам воспоминаний».
На заключительном итоговом заседании клуба — «История семьи в истории Отечества» — родители делились опытом, как в семье хранят память о старшем поколении, как воспитываются моральные ценности, как строятся отношения между поколениями, как формируются отношения к окружающему миру.
Итогом работы с родителями стало составление плана тематических собраний и готовность к взаимодействию в данном направлении с семьями новых воспитанников.