Формирование ответственного отношения у родителей к воспитанию детей

Из опыта работы

«Формирование ответственного отношения у родителей

к воспитанию детей»

 

Захарова Надежда Юрьевна,

заместитель заведующей по ВМР

МДОУ «Захаровский детский сад №1»,

с. Захарово Рязанской обл.

.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Законе об образовании в РФ, ст.18. «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи».

О важности проведения педагогической работы с семьёй свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящее время не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком. В связи с этим и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве детско-родительских отношений и, соответственно, на развитии ребёнка.

 Активное привлечение родителей к участию в работе обосновывается все теми же обстоятельствами: система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной си­туации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития (Л.С. Выготский). Родители – это естественные учителя своих детей. Необходимо постоянно расширять формы работы с семьей, использовать нетрадиционные методы относительно вопросов педагогического просвещения и воспитания родителей.
В нашем детском саду планируются разнообразные формы работы с семьями воспитанников, которые позволяют им быть активными участниками образовательного процесса и постоянно получать информацию о результатах работы с детьми.

  Мы выделяем семь направлений работы с родителями:

— ознакомительное направление —  сбор информации (например, анкетирование для оценки общения в семье по теме: «Будем знакомы». применяется, когда ребенок только приходит в детский сад. Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить, какой стиль общения присущ семье; собеседование с родителями);

-общепрофилактическое  направление — наглядная агитация:

— стенды, например, «О правильном питании и пользе витаминов», оформила Захарова Н.Ю.,

— консультации, «Как не пропустить (не оставить без внимания) нарушение осанки», подготовила Сидорова О.Н.

— буклеты, например, Буртасова Т.В. подготовила буклет к родительскому собранию Правила сбора лекарственных растений»,

— памятки, Захарова С.А. оформила «Методы саморегуляции и психоэмоционального напряжения у детей».

родительские собрания проходят в традиционной и нетрадиционной форме. Традиционной формы, «День рождение группы» проводилось воспитателями 1 мл. гр. Гостевой Н.В. и Гришаевой И.А., общее родительское собрание «Изменения в ДОУ» провели Калужская Е.Ю. и Захарова Н.Ю. Нетрадиционной формы, такие собрания как, «Сказка – это маленькая модель мировозздания» в форме круглого стола провели Белецкая Г.А. и Буртасова Т.В. «Уроки для Хрюши – грязнули» – форма собрания «уроки домашней школы» провели Фокина Е.И. и Гришаева И.А., «Протяни руку дружбы природе и услышишь спасибо в ответ», форма – деловая игра, провели Захарова С.А. и Буртасова Т.В.

— интегративное направление  совместные мероприятия:

— праздники «8 марта с веселым клоуном Ваней», «День матери», родители не просто наблюдатели, а активные участники мероприятия,

— совместные проекты «Профессии моих родителей», приглашение родителей для беседы, в которой они рассказывают о своей профессии, провела Белецкая Г.А.

— спортивные досуги с родителями, такие как «Папа, мама, я – спортивная семья», провела Захарова Н.Ю.

— участие в оформлении выставок детских работ «Фестиваль Новогодних поделок», «Осенние фантазии» и др. и участие родителей в конкурсах, «Столовая для птиц», «Волшебная страна детства»,

— акции  — по сбору старых батареек и т.д.);

— интерактивное направление

— мини — практикумы, в ходе которых родителям дают определенные знания и практические умения для дальнейшего закрепления материала в домашних условиях, например, семинар – практикум на тему «Подготовка руки дошкольника к письму средствами нетрадиционной техники рисования» провела Сидорова О.Н.;

— мастер — классы, обеспечивающие передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы; например,»Сделаем планету чистой» (изготовление поделок из бросового материала) , провела Захарова С.А.

— рефлексивное направление (обратная связь) — выявление изменений, мониторинг;

перспективное направление — совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через «почту доверия»).

Сложности в воспитании детей, не посещающих детский сад, нередко связаны с недоста­точной психолого-педагогической компетентностью их родителей. Для оказания помощи та­ким семьям на базе МДОУ Захаровский детский сад №1 в 2014 г. был создан консультативный пункт. Психолого-педагогическая помощь семьям оказывается  бесплатно.

   Для обслуживания родителей и детей в КП были задействованы специалисты ДОУ: инструктор по физической культуре, музыкальный работник, медицинская сестра, воспитатели.

  Специалисты КП планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей и карт индивидуального развития ребенка (диагностика), стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую психологиче­скую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.

 Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию.

Таким образом, через выделенные нами направления мы формируем ответственное отношение родителей к воспитанию своих детей.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.