Психологическое сопровождение дошкольников в процессе формирования коммуникативной компетенции

Из опыта работы

Тихомирова Людмила Владимировна,
педагог-психолог МБДОУ № 20,
г. Мончегорск

Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования является одной из задач нашего образовательного учреждения.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Практика работы в дошкольном учреждении показывает, что за последние годы увеличилось число детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, которые напрямую влияют на поведение дошкольников, препятствуют конструктивному межличностному общению, а в итоге и оптимальной детской социализации.
Поэтому одна из важных задач психологического сопровождения детей дошкольного возраста — это способствовать овладению способов поведения в отношении с другими людьми, развитию коммуникативных качеств и социальной активности.

Задачи:
1. Помогать детям преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.
2. Способствовать расширению представлений детей о различных способах коммуникации с окружающими; формированию позитивного отношения к себе и к сверстникам.
3. Способствовать развитию умения сотрудничать, находить общие решения в конфликтных ситуациях.
4. Подвести детей к пониманию необходимости гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении.

Для достижения поставленных целей, в своей психологической деятельности я активно использую технологии группового тренинга. Групповые технологии позволяют вовлечь во взаимодействие большое количество детей, увидеть ощутимый результат.
Задачи применения групповой тренинга:
— обучение детей навыкам эффективного сотрудничества при взаимодействии друг с другом;
— актуализация процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания;
— гармонизация психических процессов и психоэмоционального состояния;
— развитие навыков саморегуляции.

Групповая деятельность призвана служить фактором личностного развития индивидуальности каждого участника группы. Воздействие психолога носит опосредованный характер: «через группу — на личность».
Формы групповой работы:
— групповая диагностика (напр. «социометрическая игра «Секрет»);
— тренинги;
— психологические игры.

Решающим условием практической работы в группе является наличие определенного социально-психологического климата — сильнейшего фактора успешности деятельности. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.
По окончании тренинга мы с детьми садимся в круг. Дети вспоминают предыдущее занятие, и рассказывают, что нового они узнали, какие чувства они испытывали друг к другу в начале занятия и в конце. Рассказывают о своём участии в тренинге, начиная со слов: «Сегодня мне понравилось…» (рефлексия).
Следует отметить, что использование приемов группового тренинга способствует качественному изменению отношения к сверстникам. Педагоги групп отмечают, что дети чаще стали решать возникающие вопросы без ссор. В общении друг с другом стараются договориться. Таким образом, нам удается повысить уровень доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день существует большое количество как традиционных, так и новых технологий, элементы которых можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Применение данных технологий помогает мне развивать, формировать, корректировать, воспитывать личность ребёнка. Выбор методов и их сочетание зависят от опыта и мастерства психолога, но они должны, прежде всего, опираться на результаты диагностики, обязательно учитывать задачи, которые решает выбранная технология. Должно быть наличие необходимых материалов и время, необходимое для проведения занятия. Кроме того, необходимо активно привлекать к развивающей работе с использованием нетрадиционных методов и родителей воспитанников.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.