Психолого-педагогические условия формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций у дошкольников

Передовой педагогический опыт

 «Психолого-педагогические условия формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций у дошкольников»

Сафонова Елена Алексеевна,

воспитатель МБДОУ № 58,

г. Апатиты Мурманской обл.

 

 Структура описания передового педагогического опыта

  1. Актуальность
  2. Теоретическая база опыта
  3. Анализ психолого-педагогических условий формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций в процессе общения старших дошкольников со сверстниками
  4. Причины возникновения конфликтов у старших дошкольников
  5. Организация, методы и методики исследования
  6. Результаты констатирующего эксперимента
  7. Основные направления работы по формированию психолого-педагогических условия формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций в процессе общения старших дошкольников со сверстниками
  8. Результаты собственных исследований и их обсуждение
  9. Заключение
  10. Список использованных источников и литературы
  11. Приложение

  1. Актуальность

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.

Не вызывает сомнения тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве.

Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в в последующей школьной деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми.

Проблематика конфликта и конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Я.Л.Коломинский, В.Н.Мясищев, А.П.Усова, В.С.Мухина, Т.Н.Счастная, Н.Я.Михайленко, А.А.Рояк, А.С.Спиваковская, М.И.Лисина, Т.А.Репина, и др.

Анализ вышесказанного позволяет говорить о необходимости создания психолого-педагогических условий формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций в процессе общения старших дошкольников со сверстниками.

  1. Теоретическая база опыта:

      Цель исследования  состоит в разработке психолого-педагогических условий формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций в процессе общения старших дошкольников со сверстниками.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Выявление предпочтения и взаимоотношений в группе детей.
  3. Выявить уровень коммуникативных умений среди сверстников.
  4. Разработать систему работы, направленную на коррекцию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста и реализовать ее в ходе формирующего эксперимента
  5. Сформулировать выводы относительно эффективности проделанной работы путем проведения контрольного эксперимента.

3. Организация исследования

Поставленные задачи обусловили выделение пяти этапов работы:

I этап (декабрь 2015 г.) посвящен изучению, анализу литературы по теме исследования.

II этап (декабрь 2015 г. – январь 2016г.)  предусматривал проведение констатирующего эксперимента

III этап (февраль — март 2016г.)  был нацелен на подбор и апробацию системы работы, направленную на коррекцию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, в ходе формирующего эксперимента.

IV этап (март – апрель 2016г.) включал описание и обобщение полученных результатов.

  V этап (апрель – май 2016г.) предполагал проведение  контрольного эксперимента, анализ его результатов,  формулировку общих выводов по исследованию.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний о мероприятиях и формах работы специалистов ДОУ, направленных на формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций в процессе общения старших дошкольников со сверстниками

Практическая значимость работы состоит в том, что апробированную систему работы, направленную на коррекцию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста можно использовать в практике педагогов детских садов в группах детей старшего дошкольного возраста.

О методике исследования, основных направлениях работы по организации психолого-педагогических условий по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций у дошкольников, а также перспективное планирование и практические материалы по теме можно посмотреть и скачать здесь.

 Психолого-педагогические условия формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций у дошкольников

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.