Передовой педагогический опыт
«Психолого-педагогические условия формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций у дошкольников»
Сафонова Елена Алексеевна,
воспитатель МБДОУ № 58,
г. Апатиты Мурманской обл.
Структура описания передового педагогического опыта
- Актуальность
- Теоретическая база опыта
- Анализ психолого-педагогических условий формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций в процессе общения старших дошкольников со сверстниками
- Причины возникновения конфликтов у старших дошкольников
- Организация, методы и методики исследования
- Результаты констатирующего эксперимента
- Основные направления работы по формированию психолого-педагогических условия формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций в процессе общения старших дошкольников со сверстниками
- Результаты собственных исследований и их обсуждение
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
- Приложение
- Актуальность
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
Проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.
Не вызывает сомнения тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве.
Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в в последующей школьной деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми.
Проблематика конфликта и конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии. К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Я.Л.Коломинский, В.Н.Мясищев, А.П.Усова, В.С.Мухина, Т.Н.Счастная, Н.Я.Михайленко, А.А.Рояк, А.С.Спиваковская, М.И.Лисина, Т.А.Репина, и др.
Анализ вышесказанного позволяет говорить о необходимости создания психолого-педагогических условий формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций в процессе общения старших дошкольников со сверстниками.
- Теоретическая база опыта:
Цель исследования состоит в разработке психолого-педагогических условий формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций в процессе общения старших дошкольников со сверстниками.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- Выявление предпочтения и взаимоотношений в группе детей.
- Выявить уровень коммуникативных умений среди сверстников.
- Разработать систему работы, направленную на коррекцию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста и реализовать ее в ходе формирующего эксперимента
- Сформулировать выводы относительно эффективности проделанной работы путем проведения контрольного эксперимента.
3. Организация исследования
Поставленные задачи обусловили выделение пяти этапов работы:
I этап (декабрь 2015 г.) посвящен изучению, анализу литературы по теме исследования.
II этап (декабрь 2015 г. – январь 2016г.) предусматривал проведение констатирующего эксперимента
III этап (февраль — март 2016г.) был нацелен на подбор и апробацию системы работы, направленную на коррекцию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, в ходе формирующего эксперимента.
IV этап (март – апрель 2016г.) включал описание и обобщение полученных результатов.
V этап (апрель – май 2016г.) предполагал проведение контрольного эксперимента, анализ его результатов, формулировку общих выводов по исследованию.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении знаний о мероприятиях и формах работы специалистов ДОУ, направленных на формирование навыков разрешения конфликтных ситуаций в процессе общения старших дошкольников со сверстниками
Практическая значимость работы состоит в том, что апробированную систему работы, направленную на коррекцию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста можно использовать в практике педагогов детских садов в группах детей старшего дошкольного возраста.
О методике исследования, основных направлениях работы по организации психолого-педагогических условий по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций у дошкольников, а также перспективное планирование и практические материалы по теме можно посмотреть и скачать здесь.
Психолого-педагогические условия формирования навыков разрешения конфликтных ситуаций у дошкольников