Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения посредством ситуативно-имитационного моделирования

Из опыта работы

«Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения посредством ситуативно-имитационного моделирования»

 

Коновалова Светлана Владимировна,

заместитель заведующего по ВМР МАДОУ «ЦРР – д/с № 68 »,

г. Благовещенск Амурской обл.

 

 

Метод моделирования дорожных ситуаций применим практически к каждому разделу областной образовательной программы «Ребенок и дорога». Моделирование относится к методам активного обучения, он направлен на организацию образовательного процесса и мотивированию ребенка к самостоятельному, инициативному и творческому освоению материала в процессе познавательной деятельности. Благодаря моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность для индивидуализации работы. 

Основой непосредственно организованной деятельности с воспитанниками всех возрастных групп является метод ситуативно-имитационного моделирования, построенный на игровых сюжетах и игровых проблемных ситуациях.
Под этим методом понимается процесс конструирования модели реальной  ситуации (опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней. Данный метод является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности дорожного движения и организации их практического применения. Это важный аспект для накопления опыта безопасного поведения на улице.
Условия для эффективного использования метода ситуативно-имитационного моделирования:

  • отбор доступного детям содержания информации для усвоения знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге;
  • осознание педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении и ее осуществление при изменении характера взаимодействия с ребенком;
  • организация развивающей среды, способствующей интеграции различных видов детской деятельности.

При реализации данного направления образовательный процесс строится в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов), самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

В организованной деятельности особое внимание уделяется тому, чтобы помочь детям осознать ситуацию как проблемную, представляющую потенциальную опасность через выдвижение гипотез и прогнозов о «возможности — невозможности» двигательного действия для каждого ребенка или всей группы детей сначала в привычных, а затем в изменяющихся условиях.

При этом используется:

  • моделирование игровых образовательных ситуаций с детьми;
  • наблюдение за действиями других детей с комментированием их действий сначала самими воспитанниками, а затем воспитателем;
  • ролевые игры, в процессе которых разыгрываются ситуации, ребенок берет на себя определенную роль, поступает так, как необходимо поступить в данной ситуации;
  • игры, направленные на анализ сюжетов из известных мультипликационных и телевизионных фильмов;
  • театрализованные постановки, способствующие «приближению» правил дорожной безопасности к ребёнку через игровую мотивацию, творческие способности, воображение.

Условия эффективного использования метода ситуативно-имитационного моделирования учитываются при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в нашем учреждении. Предметно-пространственная развивающая среда — важный компонент обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах. Для обеспечения подлинно всестороннего развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. Она создана с целью предоставления детям как можно больше возможностей для це­ленаправленной и разнообразной деятельности.
Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплексностью и многообразием материалов. Важное требование к предметной среде — ее вариативность. В нашем дошкольном учреждении, благодаря своеобразию материалов, художественно-образным решением, мобильностью ее компонентов она имеет свой колорит и форму.

Создана «Театральная гостиная», где маленькие актеры показывают настоящие спектакли, а сказочные герои учат правилам дорожного движения.
В  группах организованы мини-центры «Дисциплинированные водители и пешеходы».  Предметное наполнение развивающих центров разнообразно, доступно, соответствует интересам и возрасту детей. Содержит модели транспорта различного функционального назначения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (жезл, свисток, форменная одежда, головные уборы сотрудника ГИБДД, жилеты с изображением знаков дорожного движения), переносные дорожные знаки, комплект оборудования «Пункт первой медицинской помощи», «Пост ДПС», «Автомастерская», «Автозаправочная станция», макеты — «Наш микрорайон», «На улицах города», «Перекрёсток».

Накоплен занимательный игровой материал: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные игры по правилам дорожного движения (домино «Города», «Автомобили», игры «Угадай, какой знак?», «Виды перекрёстков», «Светофор», «Внимание-дорога», «Час пик», «Цветные автомобили», «Гонки» и др. Плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожную ситуацию, многофункциональные мягкие модули, позволяющие моделировать различные игровые ситуации.
Учитывая разносторонние интересы детей, игры и атрибуты располагаются в постоянном доступе, периодически обновляясь. В процессе игровой деятельности у детей, с одной стороны, закрепляются полученные знания, умения и навыки, а с другой – углубляется потребность в познании нового, совместных действиях и переживаниях, расширяется кругозор. Практика показала, что детям нравится моделирование ситуаций на макетах (например, разыгрываются ситуации «Мы на остановке», «Прогулка по городу», «Играем в мяч во дворе», «Переходим проезжую часть», «Поездка за город», и др.). Полученные знания детей закрепляются во всех видах детской деятельности.

Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.
Дошкольники с большим интересом занимаются продуктивной деятельностью: с удовольствием участвуют в изготовлении атрибутов, макетов улиц, домов, совместно с воспитателем, родителями делают машины, деревья, дорожные знаки, а потом используют их в своих играх.
Немаловажное значение имеет проведение экскурсий и целевых прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проводя целевые прогулки по микрорайону и улицам города в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют все участники дорожного движения, как работают светофоры, внимание детей акцентируем на таких важных для безопасности движения моментах, как освещенность, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность. После такой прогулки, в детском саду, используя метод ситуативно-имитационного моделирования в игровой форме обыгрывает дорожные ситуации.

 Одним из любимых занятий детьми является просмотр телепередач. В ДОУ имеется видеотека  «В стране дорожной грамоты». Ценность их заключается в том, что в них наглядно разыгрываются причины несчастных случаев, показана интенсивность движения транспортных средств и средства регулирования. Дети, просматривая их, убеждаются в необходимости правильного поведения на улице.

Используя современные компьютерные технологии с мультимедийными эффектами (звуковыми, видеоэффектами),  мы создаём дидактические игры, зарисовки, тесты для проверки знаний, умений и навыков. Эти материалы помогают нам в доступной для ребёнка форме не только рассказать, но и показать, как нужно вести себя на дороге.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.