Формирование у дошкольников привычки безопасного поведения на улицах посредством игровой деятельности

Мастер-класс для родителей

 «Формирование у дошкольников привычки безопасного поведения на улицах посредством игровой деятельности»

 

 Селезнёва Марина Александровна,

воспитатель МАДОУ  № 75,

г. Березники Пермского края

 

 Цель: повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге в процессе игровой деятельности.

Задачи:

— активизировать  родителей детей дошкольного возраста к совместной деятельности детского сада и семьи в вопросе формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге;

— формировать у родителей практические навыки безопасного поведения на дороге;

— способствовать развитию бережного отношения к жизни детей и своей жизни, потребности осознанно выполнять правила дорожного движения.

Предварительная работа:

Консультация «Родители, будьте бдительны!»

Выставка совместных творческих работ «Дорога и дети!»

Оформление стенда «Дорожно-транспортный травматизм!»

Разработка памятки «Безопасность на дороге в ваших руках!»

Оформление презентации «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге».

Выставка художественной литературы «Ребенок на дороге!»

Оборудование: мультимедийный проектор; ноутбуки (по 1 на 2 человека);

презентация «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге»; цветные флажки (красный, желтый, зеленый); комплекты карточек (красная, зеленая, желтая) на каждого присутствующего.

Сценарий проведения мастер-класса:

Уважаемые родители! Здравствуйте! Сегодня я проведу для вас мастер-класс по теме «Формирование у дошкольников привычки безопасного поведения на улицах посредством игровой деятельности»

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге?

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Привычка — это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Центральная задача обучения Правилам дорожного движения в дошкольном возрасте — научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире глобальной автомобилизации, сформировать у них сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, готовность к эффективным, обоснованным действиям в любой дорожной ситуации.

Сегодня мы выработаем единую педагогическую позицию в решении этой проблемы. Единство наших требований к детям — это условие успеха и безопасности наших детей.

Для успешной работы по данной проблеме следует обратить внимание на такие важные моменты как:

— необходимость заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасного поведения на дороге;

— необходимость ввести правила дорожного движения в повседневную жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать умение применять эти правила;

— необходимость помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра. Магистральная линия развития дошкольников проходит через игру, в игре ребенок становится как бы на голову выше самого себя, может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные. В каждой игре решаются определенные педагогические задачи.

Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. В своей деятельности по формированию основ безопасного поведения на дороге мы используем  игры:

— сюжетно-ролевые;

— подвижные;

— дидактические;

— настольно-печатные;

— компьютерные;

— электронные дидактические игры.

В нашей группе созданы условия для сюжетно-ролевых игр по правилам дорожного движения: оформлены макеты домов и деревьев, переносные дорожные знаки, нагрудные трафареты разного вида транспорта, вывески остановок, имеются жезлы, форма регулировщика, «Автосервис», разнообразные транспортные игрушки, действующие светофоры. Самая желанная роль для детей – это  роль регулировщика.

В сюжетно-ролевых играх «Водители», «Поездка в автобусе», «Мы — пешеходы», ГИБДД», «Служба спасения», «Дорожный патруль»  знакомим детей с улицей, дорогой, тротуаром, учим правильно входить в транспорт и выходить из него, закрепляем такие понятия как «пешеход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак».

Проигрываем  с детьми различные игровые сюжеты. Например: «Дети играли в футбол и мяч выкатился на дорогу, одна из девочек побежала за мячом…», «Водитель автобуса нарушил правила движения, поехал на красный сигнал светофора…».

Во время руководства игрой дошкольников взрослый берет на себя второстепенную роль и  ненавязчиво подсказывает правильные действия играющим. (Например, играя в «МЧС», взрослый может взять на себя роль «случайного прохожего», который поможет обогатить сюжет игры).

В подвижных играх у дошкольников формируются специальные двигательные навыки, ребенок учится координировать свои движения с движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом: «Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь, дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!».

Например, в игре «Быстро шагай, смотри, не зевай!» у детей развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать в соответствии с цветовыми сигналами. (Если водящий поднимает красный флажок, играющие останавливаются и замирают на месте,  желтый флажок –  дети шагают на месте ,  зеленый флажок – играющие двигаются по всей площадке врассыпную).

Дидактические игры способствуют развитию у дошкольников наглядных представлений о дорожном движении. В ходе дидактических игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения; «Разложи картинки по порядку», «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Что нужно водителю», «Добрые и плохие поступки» и др.

Например, в игре «Найди лишнее»  дошкольники учатся классифицировать и анализировать. Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов дорожной тематики, среди которых, как правило, один лишний. Ребенок находит лишний предмет и объясняет свой выбор.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей дошкольного возраста. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы и др. Настольно — печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о ПДД. Игровые формы придают настольно – печатным играм занимательность и привлекательность, обучение идет через игровые правила и действия. В группе приобретены настольно – печатные игры с интересным содержанием и оборудованием: «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу» и др..  Например, в ходе игры «Дорожное лото»  дети классифицируют дорожные знаки на предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и знаки сервиса.

Компьютерные игры обогащают чувственный опыт ребенка, развивают его умственные способности, воспитывают волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру. Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

Самые любимые компьютерные игры дошкольников:

— «Правила дорожного движения для детей».

— «Нескучные уроки».

— «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.

Дидактические электронные игры способствуют обобщению полученных знаний, приучают дошкольников к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля.   Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. Дошкольники  с интересом осваивают такие игры, как «Светофор», «Что лишнее?», «Ездит, плавает, летает…», «Сложи автомобиль», «Сложи пароход», «Сложи самолет», «Найди ошибки», «Поезд»,  «Путаница», «Поставь фишку», «Силуэт». В игре «Найди отличия» дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером

Имитационная игра

Уважаемые родители! Сейчас мы с вами проведем игры по правилам дорожного движения.

Я предлагаю вам подвижную игру «Светофор».

Игровые правила таковы: нужно выполнять определенное действие на цветовые сигналы (флажки):

— когда я показываю красный флажок, вы стоите на месте без движения;

— когда я показываю желтый флажок — вы хлопаете;

— когда я показываю зеленый флажок — вы шагаете на месте.

(Игра проводится 2-3 раза.)

А сейчас мы будем играть парами  в электронную дидактическую  игру «Продолжи ряд» на ноутбуках. Внимательно рассмотрите картинку и определите, какой рисунок будет следующим, продолжите ряд.

Уважаемые родители! С целью формирования навыков безопасного поведения на дороге предлагаю вам  компьютерную игру «Правила дорожного движения для детей».  В игре предлагаются различные дорожные ситуации. Ваша задача – выбрать правильный ответ и аргументировать свой выбор. Компьютерный герой — Инспектор оценит ваши знания правил дорожного движения.

Моделирование

Уважаемые родители! Придумайте различные игры для своих детей с дорожными знаками.

(Родители предлагают варианты игр) 

Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Я надеюсь, что вы станете нашими помощниками в воспитании культурных пешеходов-дошкольников. Ведь дорога для маленького пешехода — это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Берегите ребёнка! Соблюдайте правила движения!

Помните: Дорога не терпит шалости — наказывает без жалости.

Рефлексия

Уважаемые родители! У Вас на столах лежат карточки: красная, зеленая, желтая.

Если было все понятно и интересно — поднимите красную карточку.

Если понятно, но не очень интересно – поднимите зеленую карточку.

Если не понятно и не интересно –  поднимите желтую карточку.

Спасибо за внимание!

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.