Формирование у детей основ безопасного поведения на дорогах с использованием дидактических и развивающих игр

Мастер-класс для воспитателей

 «Формирование у  детей основ безопасного поведения на дорогах с использованием дидактических и развивающих игр»

Драчёва Инна Николаевна,

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Ромашка»,

 с. Белянка Шебекинского р-на Белгородской обл.

 

Основная цель мастер-класса: направить педагогов на создание системы эффективной работы по формированию основ у детей безопасного поведения на дорогах с использованием дидактических и развивающих игр.

Цель: познакомить педагогов с дидактическими играми и заданиями с применением наглядного моделирования с последующим усложнением в соответствии с постепенным расширением коммуникативных способностей детей.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с дидактическими и развивающими играми на основе авторского пособия, способствующими развитию у детей: способствующими  развитию у детей памяти, объяснительной речи, познавательного интереса при изучении правил безопасного поведения на дорогах, внимание, воображения.
  2. Апробировать систему с дидактических и развивающих игр посредством  авторского пособия.
  3. Направить педагогов на стремление создать необходимую социально-развивающую среду в группе.

Оборудование: столы, авторские дидактические игры: «Умные стрелки»;  «Дорожная азбука»; «Поможем Светофорчику ожить»; «Сигналы светофора»; «Автолото»;дидактическое пособие «Лепбук»: ребусы -«Знатоки ПДД»; пазлы- «Собери дорожные ситуации»;    загадки-  «Подумай-отгадай»; д/и-«Составим рассказ вместе »;д/и- «Веселые вопросы»;д/и «Узнай по описанию»

Ход мастер-класса

Воспитатель: Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам познакомиться с дидактическими и развивающими играми на основе авторского пособия, способствующими  развитию у детей памяти, объяснительной речи, познавательного интереса при изучении правил безопасного поведения на дорогах, внимания, воображения.

В своей работе я широко использую дидактические авторские игры. Дидактические авторские игры помогают запомнить дорожные знаки и определённые правила поведения на дороге. Ведь данный вид игры является формой обучения, так как наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер. Дидактические игры требуют умения расшифровать, распутать, разгадать.

Считаю, что авторские игры служит необходимым дидактическим материалом в работе по формированию у детей основ безопасного поведения на дороге.

Методы руководства игрой, используемые мною в различных возрастных группах разные. Дети, пришедшие во вторую младшую группу, зачастую не умеют играть, поэтому их учу играть в следующей последовательности: от простых дидактических и развивающих  игр; настольно-печатных к словесным играм. Для этого создаю игровую обстановку, воображаемую ситуацию, использую метод прямого влияния.  В средней, старшей группе методы формирования игры становятся разнообразнее. Специфика руководства дидактической игрой здесь состоит в том, что приемы организации тесно связываю с игровой задачей и воображаемой ситуацией, а сама занимаю позицию доброжелательного соучастника. Ориентирую детей на применение в играх знаний, умений и навыков, приобретённых ранее. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра, и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Использование дидактических и развивающих игр в работе по формированию у детей основ безопасного поведения на дороге позволяет закреплять знания о правилах поведения в дорожной среде.

Для изготовления таких  дидактических и развивающих игр не требуются  художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов.

Уважаемые коллеги предлагаю вам на практике познакомиться с содержанием некоторых дидактических авторских  игр по формированию у детей основ безопасного поведения на дороге.

Занимайте, пожалуйста, места.

  1. Игра «Умные стрелки».

1

Задачи: Формировать умения различать дорожные знаки, расширять знания детей о предупреждающих и запрещающих знаках.

Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний правил дорожного движения в повседневной жизни.

Описание: Первый вариант: Ведущий поворачивает короткую стрелку часов и указывает на тот или иной знак. Дети называют и объясняют значение дорожных знаков. Поворачивают длинную стрелку к карточке с названием знака.

Второй вариант: Ведущий читает название знака и подводит к нему стрелку, а игроки ищут соответствующий знак и подводят к нему короткую стрелку. Можно устраивать соревнование трех команд, давая каждой свое задание.

  1. Игра «Дорожная азбука».

2

Задачи: Расширять и закреплять знания о дорожных знаках, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по группам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационные.

Воспитывать умение (побуждать) самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Описание: Воспитатель предлагает детям из предложенных элементов собрать дорожный знак, рассказать, к какой группе дорожных знаков он относится, его название и назначение.

  1. Игра «Помоги светофорчику ожить».

3

Задачи: Знакомить детей со светофором. Определять место положения светофора. Познакомить с важностью светофора, и том, что означают сигналы.  Развивать мелкую моторику рук, координацию движения в процессе игры, развивать.

Описание: По сигналу воспитатель дети шнуруют кружочки к макету светофора, называя какой кружок первый. Кто быстрее и правильно выполнить цветовое восприятие светофора «красный, желтый, зеленый»

  1. Игра «Сигналы светофора».

4

Задачи: Закреплять умение составлять целое из частей.

Способствовать закреплению знаний о сигналах светофора, объясняя их назначение. Формировать умение использовать на практике полученные знания.

Описание: Воспитатель предлагает детям из предложенных элементов собрать нужный сигнал светофора, рассказать значение каждого сигнала и расположение его на светофоре.

  1. Игра «Автолото».

Задачи: закреплять знания детей о транспортных средствах. Формировать умение использовать на практике полученные знания.

Описание:  Ведущий загадывает загадку про транспортное средство. Тот, кто отгадал загадку, получает картинку с соответствующим транспортным средством и закрывает свою картинку. Тот, кто больше картинок закрыл, выиграл. (Для детей карточки с картинками и загадки меняются со временем).

 В связи с внедрением ФГОС каждый воспитатель ищет новые идей, подходы, методы и формы в своей работе с детьми, которые были бы интересны детям, соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали образовательные, педагогические и воспитательные задачи.

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно.  В своей работе я применяю дидактическое пособие – лэпбук, как один из способов достижения цели. Его могут использовать и дети, и воспитатель как основу для сбора информации по изучаемым темам.

Самодельная книжка-копилка или книжка-сокровищница. На сегодняшний день в России ЛЭПбуки стали достаточно популярны.

Тема для ЛЭП бука может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммукативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий. Содержание данноголепбука:

Вывод:. Использование дидактических  и развивающих авторских игр эффективно в практике дошкольного воспитания: положительно влияет на развитие  у детей объяснительной речи, познавательного интереса при изучении правил безопасного поведения на дорогах, воображения,    повышает наблюдательность, развивает память, наглядно-образное мышление, устойчивость внимания, зрительный анализ. Использование данного опыта позволяет научить детей зрительно представить абстрактные понятия (слово, текст), научить работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с помощью наглядных средств, наглядный материал усваивается  лучше вербального

Воспитатель: В заключение нашей встречи я предлагаю изготовить дидактическую игру по ПДД для дошкольников «Любимый пешеход»

Любимый пешеход»

Для детей от 4 лет

Задачи: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Необходимый материал: изображения знаков ПДД и ситуаций к которым они подходят, ножницы, двусторонний скотч, прищепки по количеству знаков ПДД.

Этапы изготовления

Копируем необходимые вам изображения знаков ПДД и ситуаций, к которым они подходят, из интернета. Затем распечатываем на цветном принтере. Вырезаем изображения. (Картинки можно приклеить на картон или распечатать на плотной бумаге, а затем, для более практичного использования, покрыть пленкой)

Затем знаки с помощью двустороннего скотча приклеиваем к прищепкам.

 Все, игра готова!

Остается только изготовить для нее коробку или папку.                      Рефлексия:

Уважаемые коллеги!

У Вас на столах лежат карточки: красная и зеленая.

Если было все понятно и интересно — поднимите зеленую карточку.

Если не понятно и не интересно –  поднимите красную карточку.

Спасибо за внимание!

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.