Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Из опыта работы

«Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ»

 

Драчёва Инна Николаевна,

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Ромашка»,

 с. Белянка Шебекинского р-на Белгородской обл.

 

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка необычен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка, иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?  Почему порой, закрыт? 
Почему он так напуган?  Смотрит вдаль и лишь молчит?
Как сберечь, не ранив душу, не озлобить, не сломать?
 И в огромном мире этом, полноценным человеком стать…    

Наше общество, постепенно привыкает к прaвильному воспитанию подрастающего поколения и приучается к  корректному отношению к детям с ограниченными  возможностями здоровья (ОВЗ). Ребенок с особенностями рaзвития — прежде всего Ребенок. По мнению большинства исследователей, в настоящее время отмечается тревожная тенденция роста количества детей с различными вариантами дизонтогений.  К сожалению, дети с различными заболеваниями рождались, рождаются и будут рождаться, и никто, кроме их самих не прочувствует, как тяжело выжить в нашем обществе, если ты не такой, как все! Рождение особого ребёнка оказывает влияние на всех членов семьи. В современной специальной дошкольной педагогике дети с отклонениями в психическом и физическом развитии рассматриваются как дети с особыми образовательными потребностями. Они нуждаются в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и образования. Этап дошкольного детства время вхождения ребенка с ограниченными возможностями в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Как помочь «особенному ребёнку» адаптироваться среди людей?  Помочь такому ребенку — значить вырастить из него эмоционально  благополучного «обучаемого» человека. На помощь призван прийти инклюзивный подход, который предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.

Инклюзивное образование – гибкая система, учитывающая потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.

Суть инклюзии заключается в том, что система обучения и воспитания подстраивается под ребёнка, а не наоборот. При инклюзивном подходе преимущества получают все дети, а не особые группы. В западной системе образования инклюзивный подход развивается несколько десятилетий, в России данный принцип находится на этапе становления. Создание инклюзивных детских садов и школа гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их семей.

Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:

 — принцип индивидуального подхода  предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учётом выявленных особенностей ребёнка;

— принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка;

— принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия всех участников образовательного процесса;

— принцип междисциплинарного подхода;

-принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

— принцип партнёрского взаимодействия с семьёй;

— принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

Основная цель образовательного учреждения в процессе становления инклюзивной практики — обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.

Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском саду за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром.

Ведущим видом деятельности в   период дошкольного детства считается игровая деятельность. Однако огромное значение имеют также трудовая, учебная, изобразительная и другие виды деятельности. У детей с ОВЗ развитие всех видов деятельности проходит своеобразно.

Коррекция и компенсация развития ребенка с нарушениями в развитии не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных условий для этого. Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта и его последствий.

В нашей дошкольной организации создан мобильный консультационный центр для детей с ОВЗ, детей-инвалидов дошкольного возраста и их родителей, созданы все необходимые условия воспитания и обучения детей с нормой в развитии, а также детей с ОВЗ. Особой заботой всех специалистов детского сада  является получение детьми с ОВЗ комплексной помощи (медицинской, педагогической,  логопедической, социальной), создание условий для полноценного включения детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство и социализацию. Воспитателями ведётся коррекционная работа по рекомендациям  логопеда, большое внимание  уделяется развитию мелкой моторики.  Программа «Вслед за Марией Монтессори», «Волшебные ладошки» адаптированы и для здоровых детей, и для детей с ОВЗ. Большое внимание уделяется развитию функциональных возможностей кисти и пальцев, дифференцированных движений пальцев рук, умению действовать с предметами.

Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей.

 Воспитатели планируют коррекционную работу в циклограммах (прогулка, гимнастика пробуждения), в технологических картах, выполняют рекомендации по коррекции специалистов, консультируют родителей. Обязательным условием развития детей с ОВЗ является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Совместные фронтальные формы работы решают как познавательные, так и социальные задачи. Присутствие на занятиях нормально развивающихся детей даёт возможность детям с ОВЗ  следовать за сверстниками и учиться у них, а те, в свою очередь, получают позитивный опыт общения с детьми с ОВЗ.

В таком непростом деле, как инклюзивное образование и воспитание, родители и специалисты должны быть союзниками и партнёрами. Работа с родителями должна начинаться с эмоционального контакта и понимания. В целях оптимизации детско-родительских отношений в детском саду проводятся Дни открытых дверей, консультирование по запросам, круглые столы, создан сайт детского сада для родителей. Ежегодно проводятся совместные с родителями мероприятия. Традиционным стало проведение спортивных досугов с участием родителей «Мама, папа, я – спортивная семья». Формируя активную позицию родителей, ожидаем положительный результат в воспитательно-образовательном процессе.

При детском саде функционирует Консультационный пункт для родителей, детей не посещающих ДОУ.

Таким образом, в детском саду созданы все условия для ранней социальной адаптации и реабилитации детей с особенностями развития в общество здоровых сверстников, их воспитания и обучения. Коррекционная работа в детском саду носит комплексный характер с  учетом взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

А инклюзивное образование – это первая инновация в  образовательной практике, инициированная родителями детей-инвалидов и теми педагогами, психологами, кто верит в ее необходимость не только для детей с ограниченными возможностями, но для всего образования в целом.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Литература:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы М. Гуманитарн. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Беляева М.А., Кузнецова И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. Екатеринбург, АМБ, 2011.
  3. Болотова Н. Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их родителей// Воспитание школьников 2010, № 5.
  4. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2008.
  5. Основы коррекционной педагогики. Курслекций лекций. С.В. Лауткина. Витебск УО ВГУ им. Мишерова, 2008.
  6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд.,испр. и доп.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-368с.
  7. Панасенко К.Е., Коптева О.Д. Основы специальной педагогики и психологии: учебно-методическое пособие. – Белгород., 2006.
  8. Интернет ресурсы.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.