Педагогические условия формирования основ безопасного поведения старших дошкольников в социуме

Из опыта работы

«Педагогические условия формирования основ безопасного поведения старших дошкольников в социуме»

 

Тубасова Светлана Константиновна,

воспитатель МБДОУ № 25,

 г. Мончегорск

.

Выделяют наиболее значимые психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения:

  1. Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.
  2. Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса.
  3. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.
  4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей

Первое педагогическое условие: повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.

Определяющим фактором успеха в процессе воспитания культуры безопасности в дошкольной образовательной организации  становится личность педагога и его профессионализм.

Второе педагогическое условие: создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей; обеспечивающей эффективность образовательного процесса. Важным условием успеха работы дошкольной образовательной организации по формированию культуры безопасности у дошкольников является создание предметно – пространственной среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования культуры безопасности.

Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытливость, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях активизирующей развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности заложен механизм саморазвития, самореализации растущего человека.

В старшем дошкольном возрасте все виды деятельности осуществляются в соответствии с осознаваемой ими (в большей или меньшей степени) целью, возникают достаточно устойчивые познавательные интересы. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение для осмысления социальных отношений, знания и опыта, связанных, в т. ч. с правилами безопасности. Необходимо вместе с воспитанниками и их родителями создавать такие уголки для игр, как «Вокзал», «Аэропорт», «Станция технического обслуживания» и др. Интерес детей 5-6 лет к оценке поведения людей требует наличия подборки сюжетных картинок по всем изучаемым темам.

Третье педагогическое условие: совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.

К средствам формирования знаний и мотивам безопасного поведения можно отнести: наглядные средства (картины, слайды, иллюстрации с изображением опасных предметов и детей, попавших в опасную ситуацию);

-дидактические игры, направленные на освоение знаний безопасного поведения и источников опасности;

-художественную литературу, помогающую ребёнку осознать необходимость выполнения правил безопасности жизнедеятельности;

К средствам формирования навыков безопасного поведения относятся:

— имитационно- игровые упражнения, содержание которых направлено на усвоение опыта безопасного поведения;

-технические и информационные средства обучения (кинофильмы, мультфильмы), а также ряд компьютерных игр, направленных на формирование безопасного поведения в быту, на улице, с незнакомыми людьми и т.д.

Определены также методы формирования у детей знаний о безопасном поведении. Наиболее популярны в практике дошкольных учреждений:

— рассматривание картин, иллюстраций, кинофильмов, мультфильмов, показывающих опасные ситуации;

— чтение рассказов, стихотворений подобной проблематики и т.д.

Однако наиболее действенным методом формирования навыков безопасного поведения является проблемный метод обучения. Этот метод основан на создании педагогом проблемных ситуаций, в ходе решения которых ребёнок должен определить, как обезопасить свою жизнь в том или ином случае.

Четвёртое педагогическое условие — взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.

Признание государством приоритета семейного воспитания, требует особых взаимоотношений родителей и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого  безопасного пространства развития ребёнка.

Итак, педагогические условия являются основанием процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения в социуме.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.