Из опыта работы
«Педагогические условия формирования основ безопасного поведения старших дошкольников в социуме»
Тубасова Светлана Константиновна,
воспитатель МБДОУ № 25,
г. Мончегорск
.
Выделяют наиболее значимые психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения:
- Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.
- Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса.
- Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.
- Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей
Первое педагогическое условие: повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.
Определяющим фактором успеха в процессе воспитания культуры безопасности в дошкольной образовательной организации становится личность педагога и его профессионализм.
Второе педагогическое условие: создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей; обеспечивающей эффективность образовательного процесса. Важным условием успеха работы дошкольной образовательной организации по формированию культуры безопасности у дошкольников является создание предметно – пространственной среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования культуры безопасности.
Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытливость, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях активизирующей развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности заложен механизм саморазвития, самореализации растущего человека.
В старшем дошкольном возрасте все виды деятельности осуществляются в соответствии с осознаваемой ими (в большей или меньшей степени) целью, возникают достаточно устойчивые познавательные интересы. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение для осмысления социальных отношений, знания и опыта, связанных, в т. ч. с правилами безопасности. Необходимо вместе с воспитанниками и их родителями создавать такие уголки для игр, как «Вокзал», «Аэропорт», «Станция технического обслуживания» и др. Интерес детей 5-6 лет к оценке поведения людей требует наличия подборки сюжетных картинок по всем изучаемым темам.
Третье педагогическое условие: совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.
К средствам формирования знаний и мотивам безопасного поведения можно отнести: наглядные средства (картины, слайды, иллюстрации с изображением опасных предметов и детей, попавших в опасную ситуацию);
-дидактические игры, направленные на освоение знаний безопасного поведения и источников опасности;
-художественную литературу, помогающую ребёнку осознать необходимость выполнения правил безопасности жизнедеятельности;
К средствам формирования навыков безопасного поведения относятся:
— имитационно- игровые упражнения, содержание которых направлено на усвоение опыта безопасного поведения;
-технические и информационные средства обучения (кинофильмы, мультфильмы), а также ряд компьютерных игр, направленных на формирование безопасного поведения в быту, на улице, с незнакомыми людьми и т.д.
Определены также методы формирования у детей знаний о безопасном поведении. Наиболее популярны в практике дошкольных учреждений:
— рассматривание картин, иллюстраций, кинофильмов, мультфильмов, показывающих опасные ситуации;
— чтение рассказов, стихотворений подобной проблематики и т.д.
Однако наиболее действенным методом формирования навыков безопасного поведения является проблемный метод обучения. Этот метод основан на создании педагогом проблемных ситуаций, в ходе решения которых ребёнок должен определить, как обезопасить свою жизнь в том или ином случае.
Четвёртое педагогическое условие — взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.
Признание государством приоритета семейного воспитания, требует особых взаимоотношений родителей и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого безопасного пространства развития ребёнка.
Итак, педагогические условия являются основанием процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения в социуме.