Режим дня – элемент формирования основ здорового образа жизни старших дошкольников

Консультация для воспитателей
к педсовету
«Режим дня – элемент формирования основ
здорового образа жизни старших дошкольников»

Люлина Ольга Валентиновна,
старший воспитатель МБДОУ № 103,
г. Нижний Новгород

Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим — абстрактное понятие из взрослой жизни.
Еще в начале прошлого века, знаменитые исследователи развития детской психики, такие как Анна Фрейд, Мелани Кляйн, Карен Хорни, в результате многолетних наблюдений, установили, что именно через режимные моменты у ребенка формируется аффективный блок, который будет являться базовым для дальнейшей жизнедеятельности.
Именно на основе аффективного блока человека выстраивается структура реагирования на те или иные события в жизни. Говоря другим языком, именно через соблюдение или игнорирование режимных моментов запускаются или тормозятся адаптационные механизмы, что, несомненно, важно для детей дошкольного возраста.

Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима: питания, сна, игр, занятий, прогулок, у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход от одного ее вида к другому. Под режимом понимается научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
Встает вопрос, как довести до осознания ребенком, что от соблюдения режима дня зависит состояние его физического, психического, эмоционального здоровья и подготовить дошкольника к осознанному выполнению режима дня.

Выполнение режима дня – средство формирования здорового образа жизни. Повтор режимных моментов, постоянство требований обеспечивают прочность знаний и навыков самообслуживания, способствуют развитию самостоятельности.
Для проведения режимных моментов необходимо создание благоприятных условий в помещении групповой комнаты, спальной: организовать сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей), поддерживать температуру воздуха в группе 20-22°С, в спальной комнате 18-20°С.
В ходе режимных моментов для укрепления здоровья и стимулирования двигательной активности педагогом используются физические упражнения в ходе утренней гимнастики; подвижные и спортивные игры; артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика; гимнастика после сна; упражнения с массажными мячами; хождение по ребристой доске и массажным коврикам; босохождение; прием воздушных и солнечных ванн в ходе прогулок; водные процедуры и игры с водой.

В процессе работы по формированию здорового образа жизни необходимо стараться закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы появилось понимание их значения и важности для здоровья, приучить детей систематически выполнять их правильно и быстро. Дети учатся закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, хорошо вытирать лицо и руки личным полотенцем, пользоваться носовым платком. Не все дети любят мыть руки, но в процессе работы педагога у дошкольников появляется понимание того, что руки моют для того, чтобы они были чистыми, чтобы на них не было микробов, что грязные руки – это нечистоплотно, некрасиво, с такими детьми общаться и дружить не хочется, что мытье рук делает организм крепче, это закаливание – процедура, которая укрепляет здоровье. Многие дети плохо вытирают руки после мытья, оставляя их полувлажными. С такими детьми педагог проводит индивидуальную работу, объясняет, что лучше делать это старательно и тщательно, вытирать каждый пальчик, что это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики будут рады массажу.

В работе по формированию навыков здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры, наглядный материал, чтение художественной литературы, фольклор. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.
При формировании культурно-гигиенических навыков целесообразно использовать такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа.

Для формирования привычки к здоровому образу жизни важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, физических нагрузок. Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе непосредственной образовательной деятельности проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них необходимо обновлять 1-2 раза в месяц. Первые реакции детей на физкультминутки – улыбки и радость от того, что во время серьёзной работы вдруг начинается какая-то словесная игра с движениями. Педагог рассказывает детям о том, что физкультминутки помогут им вырасти сильными, что взрослые люди на заводах, фабриках, ученики в школах – все проводят физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами приступить к работе.
Для формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в работу педагога включен цикл занятий «Советы СтоОбеда», «Полезно – вредно», «О здоровье и его друзьях», «В королевстве зубной щетки».
Решая задачи по формированию здорового образа жизни у детей в ходе работы, необходимо заботиться и о здоровье самих детей, применять в работе здоровьесберегающие технологии: гимнастику для глаз, музыкальную терапию и т.д., с целью снятия мышечного и нервного напряжения, психоэмоционального напряжения, а также оздоровительно-профилактического действия.

Проводя работу по формированию здорового образа жизни, необходимо объяснять детям, что здоровье зависит не только от отношения человека к своему здоровью, но и от соблюдения правил безопасности, что образ жизни должен быть здоровый и безопасный. Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение применить на практике, в реальной жизни, полученные знания и навыки.
Общим итогом работы является то, что у детей повышается общий уровень знаний по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие». После того, как дети получают доступную для них информацию о бактериях и микробах, возможность рассмотреть грязную воду под микроскопом, они начинают ответственно подходить к мытью рук, подстриганию ногтей, уходу за кожей, волосами. У детей появляется понимание того, что такое правильное питание, полезные продукты, осмысленное отношение к окружающему миру с точки зрения влияния на здоровье воздуха, воды, растительности. Дети осознанно относятся к укреплению своего здоровья.
У родителей появляется понимание того, что очень важным фактором формирования здорового образа жизни у детей является пример взрослого. На родительских собраниях, диспутах, в ходе круглых столов, индивидуальной работы, с помощью консультаций, специальной литературы родители учатся оценивать здоровье ребенка. В «Уголке здоровья» для родителей педагог помещает рекомендации и советы о том, как правильно проводить закаливание, о проведении профилактики гриппа, ОРВИ, об организации правильного, сбалансированного питания ребенка и т.д. Это приводит к тому, что родители начинают уделять больше времени и внимания формированию у детей полезных привычек, начинают внимательнее относиться к своему поведению, стараясь избавиться от вредных привычек. Просветительская работа среди родителей через уголок информации, консультации, родительские собрания дает положительные результаты.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.