Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице | ДЕТСТВО-ГИД

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице

Из опыта работы

«Формирование у детей дошкольного возраста

основ безопасного поведения на улице»

 

Тубасова Светлана Константиновна,

воспитатель МБДОУ № 25,

г. Мончегорск Мурманской обл.

 

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.

Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка и обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему зачастую приходится преодолевать путь от дома до школы и обратно самостоятельно. Чтобы оградить ребёнка от опасности нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить ПДД, с дорожными знаками. Важная роль в предупреждении дорожно-транспортного травматизма принадлежит дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.

Первые навыки по ПДД я прививала ребятам  с 3-х лет. В средней группе знакомила с видами транспорта, правилами участников движения, сигналами светофора. В старшей группе программа сложнее: дорожные знаки и их назначение, правила поведения в общественном транспорте. Подготовительная группа – это обобщение пройденного материала и его углубление, изучение специальных терминов дорожного движения.

Цель моей работы по обучению детей дорожной азбуке: формирование у детей навыков осознанного поведения в различных опасных ситуациях на улицах города. Работая с детьми на протяжении нескольких лет, осуществляла выполнение следующих задач:

 — Закрепить и обобщить знания о родном городе, названия улиц, научить ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут.

 — Формировать знания о правилах безопасного поведения на улицах города.

— Продолжать знакомить детей с правилами поведения на дороге и знаками дорожного движения.

— Учить адекватно, реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать правильные решения.

— Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность, дать чёткое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направленные на сохранение жизни и здоровья, поэтому все обязаны их выполнять.

Обучая детей дорожной грамоте,  я выбрала 3 основных направления:

  • Безопасность на улице
  • Светофор и дорожные знаки
  • Транспорт и безопасные ситуации.

В своей работе чётко продумала формы и методы по обучению детей ПДД:

  1. На первом этапе работы я уточняю представления детей о правилах (то есть узнаю их личный опыт, на который могу опереться). Такая диагностика проводится мною в каждой возрастной группе, помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей. Для этого разработан ряд вопросов, на которые дети с удовольствием отвечают.
  2. Выделенный мною второй этап – это расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о ПДД посредством наблюдения за движением транспорта по улице, на перекрёстке, на пешеходном переходе, наблюдение за работой светофора, за работой инспектора ГИБДД. Для этого, чтобы работа в этом направлении велась в системе, разработана примерная тематика целевых прогулок и экскурсий. После каждой экскурсии провожу беседы, которые помогают закрепить полученные детьми знания и представления. На прогулке, экскурсии, занятиях, во время бесед звучат загадки, стихи о светофоре, о полицейском- регулировщике.
  3. Следующий этап закрепления знаний, полученных на улице, создаю проблемные ситуации на планшетах, схемах, в ролевых играх. Использую дидактические игры, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
  4. В процессе обучения подхожу к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные возможности. Использую различные формы обучения, такие как беседы, практические занятия, развлечения, игровые тренинги, рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций по ПДД, чтение художественной литературы. Знания, полученные детьми на занятиях, в ролевых играх, дидактических играх, при просмотре видео и мультфильмов, закрепляю в ходе развлечений, спортивных и музыкальных праздниках, а так же они находят широкое отражение в рисунках и поделках.

Я понимаю, что работа, проводимая мною в детском саду в отрыве от семьи, не даёт желаемых результатов. Здесь необходим тесный контакт педагогов и родителей. Вот почему на первом родительском собрании знакомила родителей мам и пап с проводимой мною работой по ознакомлению детей с ПДД. Разрабатывая анкеты по данной проблеме, главное внимание уделяю работе с родителями по изучению и соблюдению детьми правил дорожного движения. Ведь именно в семье закладываются основы поведения ребёнка. И главное на, что обратила внимание – соблюдают ли родители ПДД. В семьях, где родители соблюдают правила, там и дети их соблюдают, и наоборот, если родители вольно относятся к правилам, то и дети поступают так же.

Цель моей работы с родителями – это объяснить актуальность и важность проблемы безопасности детей. Повысить образовательный уровень родителей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Родители являются заинтересованными партнёрами в обучении и развитии детей. Для повышения ответственности за соблюдение детьми ПДД с родителями провожу целенаправленную работу: ежедневные беседы, разработанные рекомендации для родителей дошкольников, наглядная агитация, анкетирование, оформление стендов, альбомов, совместные с детьми досуги, праздники, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр.

Дети разви­ваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процес­сом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самосто­ятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах, дорогах. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодея­тельности ребенка. Одной из основных задач предметно – развивающей среды должно быть обогащение игрового центра активности «ПДД» элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Важно чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. С этой целью в центре «ПДД» разложены разные дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поступи правильно», «Красный, желтый, зеленый», «Светофор», « Собери знак», « Собери улицу».   Родители воспитанников принимали активное участие в создании центра активности «ПДД» как равноправные и равноответственные партнёры  в образовании своих детей.  Совместно с родителями изготовили макеты, имитирующие улицу, со всеми дорожными знаками, перекрёстками и переходами, достопримечательностями родного города.

Центр активности «ПДД» в группе оснащён:

  • дидактическими играми по правилам уличного движения;
  • учебными макетами, перекрестками;
  • книгами разных авторов на соответствующую тематику;
  • справочной литературой: энциклопедии, справочники;
  • строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
  • настольно-печатными играми;
  • моделями машин: легковых и грузовых;
  • макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, достопримечательностями родного города, мелкими игрушками-куклами;
  • разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
  • «маршрутными листами», где изображен путь от дома до детского сада;
  • аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;
  • альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
  • иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;

Я знакомлю детей с правилами поведения на улицах города; рассказываю о правилах дорожного движения; объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток; какие виды транспорта можно увидеть на улицах города; беседую с детьми о том, часто ли они бывают на улице, название каких улиц знают дети, почему нельзя выходить на улицу без взрослого. Использую иллюстрации жизненных ситуаций, рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Предлагаю детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного поведения на улице.  Вместе с детьми отрабатываю безопасные маршруты дороги в детский сад с помощью «маршрутных листов», которые дети изготавливают совместно с родителями. Рассказываю детям о том, как следует переходить дорогу, знакомлю с пешеходными переходами: «зебра», светофор. Уже с младшего дошкольного возраста детей учу различать и называть цвета светофора (красный, желтый, зеленый), а также тому, что они обозначают. Для этого использую дидактическую игру «Светофор»; подвижные игры «Стоп», «Сигналы светофора»; макет светофора; сюжетно-ролевую игру «Пешеходы». Детей старшего дошкольного возраста учу различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Дети знакомятся с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход»; запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»; предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо»; информационно-указательными: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход».Объясняют, что означает каждый знак, разыгрываю дорожные ситуации с помощью макета своей улицы. Для лучшего усвоения нового материала использую приемы пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекресток.

В помощь детям для составления рассказа «Улица» разработала алгоритм, который помогает воспитанникам составлять описательные рассказы о доме, в котором живёшь, об улице, какой транспорт движется по улице, какое движение на дороге, какие знаки есть на улице, и как переходить проезжую часть.

Изучение правил дорожного движения следует рассматривать, как составную часть общей воспитательной работы детского сада и семьи. Я считаю, что только при систематическом изучении правил, использовании новых форм пропаганды ПДД можно решить проблему детского травматизма.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.