Конспект образовательной деятельности
«Составление рассказа по теме «Кем и как работают мои родители»
для детей подготовительной группы
Карпеева Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ № 1,
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель: закрепить представление о разнообразии профессий, о труде родителей.
Задачи:
— формировать умение составлять рассказ из личного опыта на основе плана, предложенного воспитателем;
— побуждать гордиться трудовыми успехами и заслугами родителей;
— продолжать учить описывать предметы, сделанные человеком;
— упражнять в образовании родительного падежа множественного числа существительных;
— упражнять в дифференцировке звуков ч и ц, вырабатывать отчетливую дикцию.
Оборудование: иллюстрации людей разных профессий, предметные картинки, игрушки или натуральные предметы — сахарница, масленка, конфетница, сухарница, солонка.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель предлагает произнести чистоговорки:
- Ткет ткач ткани на платье Тане.
- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
- Эй, кузнец – молодец, расковался жеребец.
Педагог выставляет на стенд подборку иллюстраций о профессиях, предлагает назвать их. Перечислив названные детьми профессии, обобщает ответы:
Вопросы:
— Учитель, продавец, врач – это что? (профессии)
— Что такое профессия? (вид труда, деятельности, работы).
— Какая профессия, по вашему мнению, самая интересная?
— Что нужно, чтобы получить профессию?
Обобщая, педагог приходит к выводу: чтобы получить профессию, нужно много учиться, сначала в школе, потом в институте или колледже.
Пальчиковая гимнастика:
«Топором дрова колю, Тюк-тюк-тюк!
А потом пилой пилю, Вжик-вжик-вжик!
Отнесу их бабушке,
Чтоб испечь оладушки»
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? Правильно, для того, чтобы покушать, надо сначала потрудиться. Ведь недаром в народе говорят:
Воля и труд — дивные всходы дают.
А какие вы еще знаете поговорки о труде? (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Труд кормит, а лень портит).
Воспитатель: Трудолюбивых людей всегда почитали, значит, уважали и на Руси говорили:
— «Суди человека по его труду»
— «Землю красит солнце, а человека – труд»
Ребята, как Вы понимаете эти высказывания?
Воспитатель: Я знаю, что наши папы и мамы очень трудолюбивые, и заслуживают нашего уважения. А кем они работают, вы сейчас расскажете.
План рассказа:
- Как зовут твоих родителей?
- Кем они работают?
- Носят ли люди их профессий форменную одежду? Если да, то какую?
- Что необходимо им для работы? Перечислите!
- Что они делают в процессе своей работы?
- Что произойдет, если родители не будут работать?
Обобщая рассказы, педагог отмечает, что работа у родителей такая разная, каждая по своему интересная и нужная.
Физкультминутка
«Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
И последний раз присели.
А теперь на место сели!!!»
Дидактическая игра «Кто, что делает?». Воспитатель называет профессию, затем действие, производимые людьми разных профессий. При правильном утверждении дети хлопают, при неправильном – топают. Игра повторяется с названием 5-6 профессий.
Дидактическая игра «Отгадай». Воспитатель задает вопрос, дети отвечают, используя существительные в родительном падеже множественного числа.
Вопросы:
— Кого мы пригласим покрасить заборы, окна, двери и коридоры? (маляра – маляров).
— Кого мы попросим продавать творог, сосиски и корм для любимой киски? (продавца – продавцов).
— Кого мы попросим научить чисто произносить звуки? (логопеда – логопедов).
— Кого мы попросим ткать ткани на платье для Тани? (Ткача – ткачей).
— Без кого не спасти людей на пожаре? (без пожарного – без пожарных).
— У кого мы спросим, как вылечить болезни и кому что полезней? (врача – врачей).
— Без кого не будет вкусного обеда в нашем детском саду? (без повара – без поваров).
Дидактическая игра «Магазин посуды». Педагог создает игровую ситуацию: чтобы купить предмет, нужно его описать – какой он, что в него кладут или для чего используют. Если предмет будет описан неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Воспитатель берет на себя роль первого покупателя и описывает предмет: «Я хочу купить посуду для хлеба. Она плетеная, сделана из соломки, овальной формы. Когда обедают, её ставят на стол, в неё кладут хлеб».
Затем воспитатель просит по образцу описать (купить) другие предметы посуды – сахарницу, конфетницу, сухарницу, солонку, масленку.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня много говорили о значении труда в нашей жизни, вы рассказали нам о профессиях своих родителей. Вам всегда надо помнить том, что без труда человеку трудно выжить, и любая профессия важна. Поэтому надо приучаться к труду уже сейчас. Завершая наш разговор, хочется вспомнить слова В. Маяковского из стихотворения «Кем быть?»:
— «Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай на вкус!»