Составление творческого рассказа по теме «Весна»

Для детей старшей логопедической группы

Кирса Лидия Павловна,
воспитатель МБДОУ № 2,
ЗАТО Александровск,
г. Снежногорск

Задачи:
1. Обобщить и систематизировать представление детей о весне.
2. Формировать умение прогнозировать, анализировать рассматриваемую ситуацию, находить выход из проблемных ситуаций.
3. Продолжать развивать речевое творчество при составлении рассказа.
4. Воспитывать умение слушать товарищей и воспитателя, не перебивая собеседника.
5. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Слова:
Ручьи, проталины, почки, листья, ледоход, капель, первоцветы, гнездо, оттепель, трава. Тает, капает, прилетают, вьют, линяют, строят, развиваются.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Была зима, наступила… весна.
Составление ассоциативной цепи к слову — весна.
Дети:
Слова предметы: Проталины, ледоход, капель, почки, листочки, птицы, гнездо, насекомые.
Слова действия: Прилетают, вьют, высиживают, набухают, распускаются, просыпаются
Воспитатель: Какой самый главный признак весны?
Дети: Пригревает солнышко, тепло.
Воспитатель: Проблемный вопрос: Пришла весна, а на улице ещё снег. Почему?
Рассуждения детей. Потому, что мы, живем на Севере, у нас еще долго будет холодно.
Воспитатель: Однажды, теплым, солнечным, весенним днем проснулась медвежья семья в берлоге и стала медведица будить своих медвежат:
«Вставайте, медвежата, весна пришла». Вышла медведица с медвежатами из берлоги (выставляет картинку). Медвежата посмотрели вокруг и спросили: «Мама, что такое весна?»
Ребята, вы знаете, что такое весна. Расскажите медвежатам, что происходит в природе весной?
Дети называют признаки весны и выставляются картинки с изображением данного явления.
Дети:
— Солнце светит и пригревает, дни стали длиннее — ночи короче.
— Тает снег, бегут ручьи, капель.
— Появляются первые проталины, вырастают первоцветы (подснежники, ландыши, мать-и-мачеха).
— Просыпаются медведь, еж, барсук от спячки.
— Выползают насекомые.
— Линяют животные (заяц, белка).
— Прилетают перелетные птицы.
— Зеленеет трава.
— На деревьях набухают почки, распускаются листья.
Воспитатель: Теперь наши медвежата знают, что такое весна.

Выставляет изображение девочки.
Это девочка Таня, она много знает о весне, но только не знает что сначала, что потом. Поможем Тане?

Игра: « Что сначала, что потом?».
Воспитатель: Солнышко светит и пригревает. Что потом? Дети выставляют картинки в логической последовательности.
Дети: Тает снег. Бегут ручьи, капель, на реках ледоход.
Воспитатель: Что потом?
Дети: Появляются первые проталины, вырастают цветы, просыпаются медведь, еж и барсук. Заяц, белка линяют, просыпаются насекомые.
Воспитатель: Что потом?
Дети: Прилетают перелетные птицы, вьют гнезда, высиживают птенцов.
Воспитатель: Что дальше?
Дети: На деревьях распускаются листочки, зеленеет трава, расцветают цветы.
Воспитатель: Что дальше?
Дети: Наступит лето.

Проблемные вопросы:
Таня: Вы ошиблись. Сначала прилетают птицы, а потом выползают насекомые.
Воспитатель: Вы согласны? Так бывает? Почему?
Дети: Просыпаются насекомые, а потом прилетают птицы.
Рассуждения детей. Насекомые – пища птиц, если птицы прилетят раньше, им будет трудно добывать корм, выжить
Таня: Спасибо, я все поняла. Пойду, нарву первоцветов, они такие красивые!
Дети: Цветы рвать нельзя. Цветами лучше любоваться, они завянут, и больше никто не увидит такой красоты, их осталось очень мало. Ландыши и подснежники занесены в Красную книгу.
Воспитатель: Представьте, что мы попали в волшебную страну, и вы можете превратиться в весенние явления природы или предмет. Закройте глаза и представьте, открывайте глаза.

Составление творческого рассказа: « Если бы я был…»
Воспитатель: Если бы я была солнышком, я согревала бы всех своим теплом. Ярослав, ты кто?
Ярослав: Я, дерево, я расту в лесу. Растаял снег, мои корешки попили водички, появились листочки. Ко мне прилетают птицы, строят гнезда. Они защищают меня от насекомых.
Соня: Я, гнездо. Меня сделали перелетные птицы из сухой травы и веточек. Я удобное, большое. Птицам нравится мое гнездышко, в нем они высиживают птенцов. Когда появятся птенцы, им будет удобно и тепло…
Саша: Я, грач. Я прилетел из теплых стран, построю себе гнездо, выведу птенцов, буду учить их добывать корм, летать…
Ребенок: Я туча. Я большая, хмурая. Где я появляюсь, там идет дождь….
Я ручей…
Я, медведь…
Я, майский жук…
Я кораблик…
Я зайчик…

Воспитатель: Поэт сочинил стихи.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.

Воспитатель: Писатели сочиняют рассказы о весне, художники пишут картины.
Мы с вами сейчас тоже будем художниками, мы оживим весеннюю картину.
Выйдите на ковер, назовите что вы будете изображать и изобразите тот предмет или явление природы, которое вы себе представили. Поочередно выходят дети и изображают: дерево на нем гнездо, в гнезде грача и т. д. На небе туча, под деревом растут цветы, бродит медведь, летает жук, плывет кораблик, звенит ручей…
Воспитатель: Молодцы ребята, замечательная весенняя картина у нас получилась.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.