Конспект непосредственно образовательной деятельности
по теме «Весна»
для детей старшего дошкольного возраста
Койнова Наталья Михайловна,
воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск
Задачи: уточнить словарь детей по теме «Весна»; совершенствовать грамматический строй речи; закрепить представления детей о характерных признаках весны; показать связь весенних изменений в живой и неживой природе; развивать инициативу и самостоятельность; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку:
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь со снежной встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
А дед Мороз садится в сани,
Ему на смену величаво
Идет красавица одна.
О ней вы знаете не мало,
Зовут красавицу — (весна).
Воспитатель: Сегодня я предлагаю поговорить о чудесном времени года — о весне. Пожалуй, это любимое время года у большинства людей. Оно является символом тепла, пробуждения, радости. Детки, а как называются весенние месяцы? А какие признаки весны вы знаете? (Дети отвечают).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру с мячом «Весенние слова», я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.
— Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное (небо).
— Яркое, золотое, теплое, ласковое (солнце).
— Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная (капель).
— Холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий (день).
— Первые, молодые, зеленые, клейкие (листочки).
— Перелетные, зимующие, весенние, поющие (птицы).
— Белые, пушистые, кудрявые (облака).
Воспитатель: А сейчас наши детки прочитают стихотворения о весне:
1 ребенок:
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня — прямиком
Шлепает по лужам.
2 ребенок:
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зеленым.
3 ребенок:
Скоро, скоро быть теплу
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
Воспитатель: А сейчас, чтоб весна к нам быстрее пришла, мы ее покличем:
Весна, весна,
Отворяй ворота
Приходи поскорей
Землю согрей!
Появляется Весна (ребенок в сарафане):
Я Весна — Красна
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки.
На лугах ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед.
Светлым делаю восход,
Всюду — в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
— Здравствуйте, ребята! Я хочу с вами поиграть в игру «Веснянка». (Дети становятся в круг).
Солнышко, солнышко дети идут по кругу,
Золотое донышко. взявшись за руки.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей бегут по кругу
Прилетели сто грачей, «летят» по кругу
А сугробы тают, тают медленно приседают
А цветочки подрастают. тянуться на носочках, руки вверх.
Воспитатель: Какие молодцы, а я предлагаю поиграть в игру «Найди лишнее слово»:
— Март, апрель, май, декабрь.
— Медвежонок, лисенок, бельчонок, теленок.
— Бабочка, шмель, пчела, воробей.
— Подснежник, ромашка, тюльпан, боровик.
Воспитатель: Детки, а вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. В каком месяце — какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Молодцы. В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают изображения животных и рассказывают.) Птицы возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают их. (Дети рассматривают картинки). Весной появляются цветы, их называют первоцветы. Посмотрите на картинки и давайте назовем их. (Картинки мать-и-мачеха, медуница, сон-трава, хохлатка, ветреница, подснежник).
Воспитатель: Дети, а кто знает загадки о птицах. (Дети, читающие загадки в руках держат изображение птиц.)
1 ребенок:
Чистый, проворный, друг лесов и полей, обожает червей (грач).
2 ребенок:
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения,
Его и песня, и полет
Вошли в стихотворения (жаворонок).
3 ребенок:
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями,
Ну а зовут меня…(скворец).
4 ребенок:
Эта птица никогда не строит для себя жилья,
Соседкам яйца оставляет,
А о птенцах не вспоминает (кукушка).
5 ребенок:
Прилетает к нам с теплом,
Пусть проделав длинный путь,
Лепет домик под окном из песка и глины (ласточка).
Воспитатель: Вернувшись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новые гнезда. Скоро появятся насекомые, а на освободившейся от снега земле появится много прошлогодних семян, появятся весенние цветы. Детки кто знает стихи о цветах.
1 ребенок:
Самый первый, самый тонкий,
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник.
2 ребенок:
Распустился ландыш в мае —
В самый праздник, в первый день.
Май цветами провожая,
Воспитатель: А сейчас минута отдыха, поиграем в игру, повторяйте за мной:
Если речка голубая руки вверх, потянулись
Пробудилась ото сна,
И бежит в полях, сверкая. прыжки на месте,
Значит к нам пришла весна. хлопки в ладоши
Если снег везде растаял, приседание
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая.
Значит к нам пришла весна хлопки в ладоши
Если солнце разрумянит наклоны головы к левому
Наши щеки до красна, к правому плечу
Нам еще приятней станет,
Значит к нам пришла весна. прыжки на месте.
Воспитатель: Молодцы, детки! А теперь давайте соберем картину о весне. (Коллективная аппликация).
Воспитатель: Какая красивая весенняя картина у нас получилась. Подарим ее весне. А мы вспомним, что мы сегодня узнали. Во что играли.