Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Весна»
для детей старшего дошкольного возраста
Лукина Наталья Владленовна,
воспитатель МБДОУ № 4,
г. Мурманск
Программное содержание:
1. Рассмотреть образ Весны, представленный средствами разных видов искусства: музыки, живописи, поэзии.
2. Закреплять технические умения детей и навыки использования приёмов коллажирования.
3. Формировать умение использовать пооперационные схемы.
4. Формировать умение детей строить единую композицию из объёмных элементов и плоскостных изображений.
5. Развивать чувство цвета, умение соотносить по величине изображения разновеликих предметов.
6. Развивать самостоятельность, оригинальность мышления, творческий подход к решению изобразительных задач.
Материалы:
Ножницы, клей ПВА, ложечки и палитры , трубочки для коктейля; тонированные листы формата А3; пооперационные схемы скручивания и изготовления поделок из бумаги; магнитная доска с набором фрагментов пейзажной композиции; репродукции картин о весенних изменениях в природе; музыкальные фрагменты А.Вивальди и Э.Грига; кюветы с заготовками гофригованной бумаги (1см2), поролоновые подушечки и стержни для торцевания; шерстяные нитки, цветной поролон, разноцветные бумажные салфетки и креповая бумага (квадраты 10х10).
Предварительная работа:
Обучение детей приёмам коллажирования (скручивания гофротрубочек, обрывания, торцевания, аппликации с мятой бумагой, поролоном и шерстяными нитками), рассматривание пооперационных схем «Скручивание», подготовка цветного фона формата А3 приёмами рисования «по сырому» под музыку А.Вивальди «Времена года», рассматривание репродукций и фотографий, беседы о весенних признаках, наблюдение в природе.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Звучит музыка Антонио Вивальди. Дети входят в изостудию, садятся на стульчики возле стола воспитателя и магнитной доски с набором элементов пейзажной композиции. Рядом расположена выставка репродукций. По ходу занятия она сменяется схемами работы с бумагой. На рабочих столах детей расположена часть раздаточного материала, остальное находится на тумбах по периметру изостудии.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите в окно, какая сегодня погода? А какое время года по календарю? Пора нам с вами весну позвать. Мы же немножко волшебники! Нарисуем такие картины, где все весенние признаки будут хорошо видны. И загадаем желание, чтобы всё задуманное скорее осуществилось.
Вам нравится мелодия, которая звучит сейчас? Она подходит для описания весны, погоды сегодня? Что вам представляется, когда вы её слушаете? Так рассказал о своём впечатлении от весеннего дня композитор Антонио Вивальди.
Посмотрите на выставку картин, многие из них вам уже знакомы. Все художники изображают весну по-своему. Представьте, пожалуйста, нам ту картину, которая больше всех понравилась или удивила».
Дети показывают, а воспитатель представляет автора и название выбранной репродукции картины. Необходимо подводить ребенка к описанию композиции и колорита картины, высказыванию своих суждений.
Воспитатель: «Я прочитала много стихов о весне и уверена, что поэты тоже очень любят это время года! Мне бы хотелось рассказать и показать одно из них. (Во время чтения стихов на магнитную доску выкладываются элементы композиции и обыгрываются по тексту).
Много солнышку работы.
Много солнышку заботы!
А особенно — весной,
Чтоб согреть весь мир лесной!
Ну-ка целый день попробуй
В ясном небе так светить
Чтобы снежные сугробы
Побыстрее растопить!
Вот осели, задрожали
Белые пуховики,
Из-под снега побежали
Голубые ручейки!
Лист зеленый, клейкий
Шелестел на ветке.
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Физминутка: Представьте, что наша картина ожила, попробуем её показать. Воспитатель читает стихотворение с показом движений по тексту стихов, дети повторяют или представляют по-своему.
Воспитатель: Я хотела бы попросить Алину (и других 2-3 детей, затруднявшихся в словесном описании репродукций картин) изобразить на магнитном мольберте такую весну, какую бы она хотела нарисовать. Какой она будет: ранней или поздней, тёплой или влажной? Нужно ли использовать солнце, облака, ручей, сугробы, будут ли расти на поляне деревья, расцветут ли подснежники?
Воспитатель: Молодцы! Получились интересные композиции, непохожие друг на друга. Каждый из вас увидел свою красоту и постарался нам о ней рассказать, как настоящий художник!
Вы обратили внимание, что наша композиция построена из отдельных фрагментов. Они сделаны знакомыми вам способами коллажирования. Назовите их.
Дети называют приемы скручивания, обрывания, торцевания, аппликации с мятой бумагой, поролоном и шерстяными нитками.
Воспитатель: А сейчас хочу вас научить ещё одному способу рисования. Скажите, какой бывает ветер весной? (Сильный, теплый, нежный, северный…) А у нас будет «художественный»! Я беру ложечкой каплю краски, ставлю кляксу на листе и сильно дую в трубочку. Меняя направление ветра, рисуем новые линии. На что похожа моя клякса? (На дерево, куст, стебель цветка…). Чем можно дополнить это изображение? Я приготовила схемы-подсказки для тех, кто захочет выполнить работу такими приёмами.
Выбирайте фон для своей композиции. Материалы, которые понадобятся для составления композиции коллажа, лучше выбирать после приёма выдувания, пока краска будет сохнуть.
Звучит музыкальный фрагмент (Эдвард Григ «Утро»). Дети занимают места за столами, приступают к выдуванию кляксы и составлению коллажа на основе рисунка. По мере необходимости выбирают материал и дополняют композицию.
По окончании работы дети выставляют свои коллажи, рассматривают, придумывают названия, обмениваются впечатлениями.
Занятие окончено.