Конспект непосредственно образовательной деятельности
«В гостях у ребят — квадрат»
для детей средней группы
Кузнецова Ольга Павловна,
воспитатель МБОУ «Березницкая СОШ» СП детский сад «Берёзка», Архангельская область, Устьянский район, село Березник
Задачи:
- Закреплять известные детям сведения о геометрических фигурах (круг, треугольник).
- Формировать умение находить признаки сходства и различия предметов, и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предметы, отличающиеся по какому – либо признаку.
- Развивать речь детей, побуждая проговаривать слова и фразы, использовать в речи сложно – подчинённые предложения.
- Развивать логическое мышление.
- Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.
Предшествующая работа: д/и «Четвёртый лишний». Игры с блоками Дьенеша. Знакомство с цифрами 1, 2, 3, 4, с геометрическими фигурами. Беседы по безопасному поведению.
Методы и приёмы:
наглядные — схемы, карточки с геометрическими фигурами. словесные – беседа, вопросы к детям, физминутка;
практические — рассматривание и сравнение фигур между собой, счёт, дидактические игры.
Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник с рожицами; схемы домиков; картинки из геометрических фигур, куст. Дидактическая игра лото «Квадрат». Карточки для игры «Четвёртый лишний». «Светофор». Набор цифр.
Раздаточный материал: круг, квадрат и треугольник (вырезанные из картона). Карточки с геометрическими фигурами (номера). Обручи, с наклеенными на них геометрическими фигурами. Наборы цифр. Картинки из геометрических фигур.
Организация занятия: за столами, сидя на ковре.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1 часть. Сказка о фигурах.
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду рассказывать вам сказку, а вы мне помогайте. Жили – были (выставить фигуры круг и треугольник).
Дети: Круг и треугольник.
Воспитатель: И был у них домик вот такой. Гуляли они как-то и увидели (выставить квадрат).
Дети: Квадрат.
Воспитатель: Испугались Круг и Треугольник, спрятались за куст и думают: «Кто же это?» На круг похож?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Есть углы.
Воспитатель: На треугольник похож?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте рассмотрим квадрат. Посчитайте углы. Сколько их?
Дети: У квадрата четыре угла.
Воспитатель: А сторон сколько у квадрата? Обводите их пальчиком и сосчитайте. Начинайте с уголка.
Дети: Четыре.
Воспитатель: Круг сказал: «Пойдём, спросим, как его зовут» Вот они и познакомились. «Я – Круг. У меня нет углов. Я, как солнце, тарелка. Я могу катиться». «Я треугольник. У меня 3 угла и 3 стороны. Я похож на крышу». «А меня зовут квадрат. На что я похож?»
Дети: На стул, окно, кубик … (и так далее).
Воспитатель: Дом у нас будет вот такой. (Выставить картинку домика) О ком эта сказка?
Дети: О треугольнике, круге и квадрате.
Воспитатель: Круг, квадрат и треугольник – это геометрические фигуры, а значит, мы сегодня будем играть с …
Дети: С геометрическими фигурами.
Воспитатель: Совершенно верно. Играем с геометрическими фигурами.
Покажите мне круг, треугольник, квадрат. (Индивидуальные проговаривания названий геометрических фигур)
Игра «Прятки»
Воспитатель: Наши фигуры любят играть в прятки. Они спрятались на этой картинке. Положите деревянные фигуры перед собой. Возле них вы положите цифры, когда сосчитайте, сколько на картинке каждой из фигур. Давайте вместе сосчитаем круги. Алина, выйди, пожалуйста, к мольберту. Возьми указку. Найди круги. Сколько их здесь? Сосчитай!
Алина: Здесь один круг.
Воспитатель: Найди цифру один и положи её рядом с кругом. У вас на столах лежат точно такие же картинки, можно искать и считать фигуры на них. (Вызвать ещё двух детей для поиска фигур, остальные дети выполняют на местах. Проверить правильность выполнения задания и дать ещё одну картинку для счёта, если дети не устали).
Воспитатель: Молодцы нашли все фигуры и правильно их сосчитали.
Физминутка: Игра «Поездка в такси»
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас прокатиться в такси. У каждого такси есть свой номер. Вот номера ваших такси (раздать карточки с нарисованными геометрическими фигурами). Прежде чем отправиться в путь, скажите мне, пожалуйста, на какой сигнал светофора можно ехать?
Дети: Можно ехать на зелёный сигнал светофора (индивидуальные проговаривания).
Воспитатель: А стоим?
Дети: На красный.
Воспитатель:
На прогулку, на прогулку.
Мы поедем на такси
Ты скорее не зевай
Своё место занимай.
Дети встают внутрь обручей и поднимают их до уровня талии. Проверить правильность посадки и собрать карточки.
Воспитатель: Поехали. Следите за сигналами светофора. (Дети едут по кругу с остановкой на красный сигнал).
Воспитатель: Ну, вот и приехали. Остановка.
2 часть
Игра лото «Квадрат»
Воспитатель: Садитесь на ковёр. С нами хочет поиграть квадрат. Нужно найти предметы, в которых он спрятался. (Дети находят предметы, кладут картинку на общую карту и объясняют свой выбор. Добиваться полных ответов, индивидуальные проговаривания по необходимости).
Воспитатель: Молодцы! Нашли все предметы, где есть квадрат. Пора отправляться в обратный путь. Возьмите номера ваших такси и занимайте свои места. Проверьте, правильно ли сел ваш сосед. Поехали. Следите за сигналами светофора. (Проехав два – три круга, дети выходят из обручей и садятся за столы).
3 часть
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Четвёртый лишний». (Выставить карточку) Какая из этих фигур лишняя и почему? (Дети находят лишнюю фигуру и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Ребята, вы правильно нашли лишние фигуры и совершенно верно объяснили свой выбор.
Итог занятия
Воспитатель: А в чудесном новом домике живут — поживают фигуры. (Выставить домик).
Дети: Круг, квадрат и треугольник.
Воспитатель: Дружно живут. Не ссорятся, хоть и очень отличаются друг от друга. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: У круга нет углов. У треугольника три угла и три стороны. У квадрата – четыре угла и четыре стороны.
Воспитатель: Ребята, фигуры очень хотят узнать, понравилось ли вам с ними играть. Какая игра вам больше понравилась? Почему?
Фигуры решили подарить вам картинки, на которых они спрятались, чтобы вы их нашли и раскрасили.
Литература: Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова.