Организация речевой среды для воспитанников раннего возраста в ДОО

Из опыта работы

 «Организация речевой среды для воспитанников раннего возраста в ДОО»

 

Чужекова Марина Николаевна,

 воспитатель МБДОУ № 7,

 пгт. Никель Мурманской обл.

         

Ведущее место в системе дошкольного образования отводится реализации речевых задач. Современные исследования в этой области свидетельствуют о том, что большинство детей к концу дошкольного возраста не владеют навыками связной речи. Их словарный запас небогат.

В организации своей работы стремлюсь к тому, чтобы каждая встреча с детьми носила характер учебно-игровой деятельности, была эмоционально окрашена. Считаю, что моя работа по развитию речи будет более эффективна, если в ходе обучения будут использованы: приёмы способствующие развитию мотивации, как традиционные, так и инновационные.

Целью моей работы в этом направлении является удовлетворение и дальнейшее развитие потребности детей раннего возраста во внимании, сотрудничестве, общении, развитии речи.

 Основные задачи:

  • Содействовать становлению и дальнейшему развитию личностно-делового и ситуативно-делового общения ребенка со взрослым.
  • Создавать благоприятные условия для общения детей между собой.
  • Приобщать воспитанников к богатству литературного наследия народа, высокохудожественным и доступным им литературным произведениям, формировать интерес к ним.
  • Развивать художественное восприятие, способность слушать художественный текст; смотреть кукольные представления, проявлять эмоциональную отзывчивость на воспринятое, сопереживать героям художественного произведения;
  • Обогащать пассивную речь ребенка, формировать собственную активную речь малыша; стимулировать и поддерживать интерес к ориентированной деятельности в языковой среде.
  • Стимулировать желание выполнять игровые действия, соответствующие содержанию их знакомых произведений.
  • Содействовать накоплению и развитию игрового опыта, проявлению самостоятельности при разыгрывании потешек, прибауток, сказок.
  • Воспитывать интерес к книге, обучать умению пользоваться ею, рассматривать иллюстрации (в книгах, предназначенных для малышей).
  • Стимулировать детей к воспроизведению коротких стихов, отдельных слов, выражений из воспринимаемых художественных литературных произведений.

Создание условий для речевого развития детей раннего возраста

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности.

Желательно, чтобы вся мебель в групповой комнате была единой по стилю, простой по форме и имела современный силуэт. Оборудование в группе следует размещать так, чтобы воспитателю удобно было подойти к каждому ребенку во время игр и занятий. Размещая мебель, надо стараться максимально освободить площадь пола для игр и подвижной деятельности детей.

Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя:

Игровое пособие «Волшебный коврик» для развития моторных, сенсорных, речевых и мыслительных способностей детей. Функции данного пособия: развивающая, диагностическая, коммуникативная, игротерапевтическая, развлекательная.

Различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками.

Наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки.

Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики.

Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей), той же тематики.

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части.

Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой.

Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)

Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата.

Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки).

—  Уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платки, накидки, юбки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряжения пополняется за счет внесения новых атрибутов: бус, шапочек, лент, бантов и т.д.

Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей. Дети раннего возраста очень серьезно относятся к «чтению» книг. В нем должно находиться 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета могут подключаться игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку и т.д. Интимность и теплоту обстановки создает светильник. Под включенным «солнышком» малышам очень нравится рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки, перелистывать страницы фотоальбома с фотографиями членов семьи.

Театральная зона включает: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек».

Организация образовательного процесса по речевому развитию

Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, если учитывать следующие моменты:

— Предложения ребенку идти играть, спать, есть, заниматься и др. должны совпадать с его потребностью. Это возможно, когда точно выполняется распорядок дня, осуществляется наблюдение за поведением малыша с целью определения его состояния.

— Педагогу важно создавать условия, исключающие неприятные ощущения ребенка. Условные связи у маленьких детей образуются легко и быстро. Если однажды малыш был чем-то огорчен, то он в дальнейшем будет к этому относиться негативно.

— Начинать проведение режимных процессов следует тогда, когда нервная система ребенка находится в спокойном состоянии, ничего нельзя делать в момент плача, возбуждения малыша.

— Осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая особенности поведения и уровень речевого развития каждого ребенка.

— Взрослый должен сопровождать все действия словами. Это настраивает малыша на предстоящее действие, вызывает к нему интерес, развивает речь.

— Педагог стремится расширять словарный запас детей и помогать усваивать им новые речевые конструкции, для чего необходимо читать и рассматривать вместе с ними книги с иллюстрациями; стремиться побуждать повторять прочитанное или рассказанное.

— Давать ребенку время договорить то, что он хочет сказать. Воспитатель не должен перебивать ребенка, поправляя произношение и порядок слов. Ведь малыш сам на слух сможет в итоге воспринять правильную речь. Нужно смотреть на малыша, когда он разговаривает, показывать, что внимательно слушаете его и что его слова для Вас не безразличны.

— Взрослым следует обращать внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу. Лицо педагога должно быть приветливым, улыбающимся во время общения с ребенком.

— Исправлять речевые ошибки ребенка нужно тактично и косвенно от лица игрушки, любого литературного персонажа. Целесообразно создать ситуацию, чтобы ошибка выглядела легко исправимой, а дело, которым бы вы хотели увлечь малыша, – доступным и выполнимым.

— При организации образовательного процесса с детьми необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.

Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.

Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.

Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.

Игры-занятия проводятся с детьми в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим. Для того, чтобы дети качественно воспринимали информацию, прочно овладевали речевыми умениями и навыками, необходимо придерживаться следующих интервалов при повторении занятий:

— после первого проведения занятия следует вернуться к нему через 2-3 дня; но с изменением программных задач и содержания;

— после второго проведения занятия обратиться к нему через 5-7 дней;

— после третьего проведения занятия сделать интервал в 7-10 дней и провести его в усложненном варианте.

Усложнение игр-занятий может заключаться в следующем:

— в постепенном преподнесении новой информации;

— в смене игрового и дидактического материала;

— в использовании новых методических приемов;

— например, рассказывание сказки с использованием настольного театра, иллюстраций или картины либо без использования наглядности.

На втором году жизни у ребенка резко увеличивается способность подражать, воспроизводить слышимое, совершенствуется активная речь. Потребности и желания ребенка оформляются словами. Совершенствуются все стороны речи.

Дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибаутки. Это существенный показатель развития их мышления, памяти и, конечно образной, эмоциональной речи. Малыш может не только слушать, но и понимать литературные произведения, рассказы взрослого.  Как можно чаще надо читать детям сказки, потешки, стихи. Все, что воспринимает малыш, он по своей инициативе начинает отражать в речи. Возникает описательная речь, речь-монолог.

С ребенком можно говорить о его прошлых впечатлениях и о том, что он будет делать, куда пойдет и т.д., то есть начинает формироваться планирующая функция речи. Эта функция, прежде всего, появляется именно в практической деятельности (рисовании, конструировании), и она очень важна для общего умственного развития.

Практическая деятельность имеет большое значение для развития речи. В каждой совместной деятельности старайтесь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение. Организуя какую-либо деятельность ребенка, следует помогать ему вступать в речевой контакт со сверстниками.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.