Современные педагогические технологии образования и развития дошкольников

Семинар-практикум
«Современные педагогические технологии
образования и развития дошкольников»
для музыкальных руководителей ДОУ

Желтышева Ольга Викторовна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 1,
г. Карпинск Свердловской обл.

Пояснительная записка

Руководя работой городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ в течение пяти лет, нередко сталкивалась с проблемой пассивного присутствия некоторых коллег на наших заседаниях. Мне было важно, чтобы педагоги не просто слушали предлагаемый материал, а высказывали своё мнение, дискутировали, соглашались и не соглашались, приводили свои доводы, отстаивали точку зрения. Это и привело меня к изучению новых форм проведения наших встреч.
6 шляп1Мне самой очень нравится технология креативного мышления «Шесть шляп» Эдварда де Боно, британского психолога и писателя, эксперта в области творческого мышления, поскольку она объединяет в себе несколько разных взглядов на поставленную проблему, активизирует мыслительный процесс.
Предлагаю Вашему вниманию разработку заседания городского методического объединения музыкальных руководителей ДОУ в рамках технологии креативного мышления «Шесть щляп».
Необходимое оборудование: интерактивная доска с проектором; 5 столов, отдельно стоящих друг от друга; 6 шляп разного цвета.

6 шляп2Музыкальные руководители, участники мероприятия заходят в зал, занимают места.
Руководитель МО (Желтышева О.В.): Уважаемые коллеги! В самом начале нашего мероприятия Вы самостоятельно выбрали место и объединились в микрогруппы для практической деятельности. Я прошу по одному представителю от групп подойти ко мне и выбрать шляпу.

Музыкальные руководители выбирают шляпы, проходят за свои столы.

Руководитель МО:
Вы с жёлтой шляпой – это значит.
Лишь позитив найти Ваша задача!
Что продуктивно – ХОРОШО!!!
Аргументируйте ЕЩЁ!!!

Задача жёлтой шляпы – ОПРЕДЕЛИТЬ ПРЕИМУЩЕСТВА. Почему это стоит делать? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Я весь негатив, недостатки сложу
Лишь в чёрную шляпу!
Скажите, что было проблемно, неясно?
Причину найдите!!!
Без критики не было б многих открытий!!!

Задача чёрной шляпы – ОСТОРОЖНОСТЬ. СУЖДЕНИЕ. ОЦЕНКА. Правда ли это? Сработает ли это? В чём недостатки? Что здесь НЕПРАВИЛЬНО???

Эмоции, чувства лежат в шляпе красной.
Грусть, радость, обида –
Все чувства прекрасны!!!
Что Вам интересно? Что Вас удивляет?
Пусть только ЭМОЦИИ Вас направляют!

Задача красной шляпы – ЭМОЦИИ, ИНТУИЦИЯ, ЧУВСТВА И ПРЕДЧУВСТВИЯ. Какие чувства возникают у Вас по этому поводу?

Лишь творческой шляпы зелёной подход,
Она РАЗМЫШЛЯТЬ Вам возможность даёт!
К вопросу она подойдёт НЕСТАНДАРТНО!
Творите, рождайте идеи –
Ведь это ПРЕКРАСНО!!!

Задача зелёной шляпы – ТВОРЧЕСТВО. РАЗЛИЧНЫЕ ИДЕИ. НОВЫЕ ИДЕИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Каковы возможные решения и действия??? Каковы АЛЬТЕРНАТИВЫ???

У Вас шляпа синяя! Будьте готовы к тому,
Что за Вами ПОСЛЕДНЕЕ слово!
Вы, слушая всех, материал собирая,
Озвучьте ИТОГ, мысли шляп ОБОБЩАЯ!!!

Задача синей шляпы – ОРГАНИЗАЦИЯ МЫШЛЕНИЯ. МЫШЛЕНИЕ И МЫШЛЕНИИ. Чего мы достигли? Что нужно сделать ДАЛЬШЕ???

Руководитель МО: Уважаемые коллеги, я сегодня выступаю в роли белой шляпы:
У этой шляпы белый цвет.
Эмоциям скажите «НЕТ»!!!
Бесстрастно факты изложите,
Не надо чувств,
Их берегите!

Задача этой шляпы – ИНФОРМАЦИЯ, ВОПРОСЫ, КАКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ МЫ ОБЛАДАЕМ, КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ НАМ НУЖНА???

6 шляп5И предлагаю Вашему вниманию информацию к размышлению.

В целях реализации современной образовательной политики России, обеспечения высокого качества дошкольного образования, необходимы новые инновационные подходы к решению актуальных проблем, возникающих в детских садах в сложившейся социальной ситуации. Каким должно быть дошкольное образование в будущем? Как обеспечить максимально высокое качество дошкольного образования?
Педагогическая наука и практика находятся в поиске ответов на эти важные вопросы специалистов дошкольного образования. Одним из вариантов решения возникающих проблем на современном этапе является использование в своей работе педагогических технологий.

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия, в процессе организуемого педагогом взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности.
Это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование «технос» – искусство, мастерство, «логос» – учение. Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации взаимодействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
Ни одна образовательная область не изобилует такими количествами программ, как дошкольное образование. Но это лишь одна проблема. Вторая — это новое слово «технология».
Что такое «педагогическая технология», чем она отличается от программ, от методики, от педагогической системы? Слово «технология» довольно прочно обжилось в педагогическом словаре, поэтому педагогу придётся выбирать не только программу и методику, которыми он будет пользоваться в своей работе, но и технологию.
Программа – это, прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребенка – дошкольника. Технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?», а технология – на вопросы «как делать?».

Признаки педагогической технологии:
— цели (во имя чего необходимо преподавателю ее применять);
— наличие диагностических средств;
— закономерности структурирования взаимодействия педагога и воспитанника, позволяющего проектировать педагогический процесс;
— система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;
— средства анализа процесса и результатов деятельности педагога и воспитанников.

Педагогическая технология музыкального образования – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю детского сада эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности. В отличие от методов, способов или приёмов педагогическая технология позволяет музыкальному руководителю не только утверждать: «Знаю как», но и ответить на вопрос «Почему я это делаю?». Более того, применение педагогических технологий делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, позволяя педагогу достичь запланированного результата. Это очень важный момент, так как технологичность – одна из характеристик деятельности педагога XXI века!

Для реализации педагогических технологий необходима предварительная работа:
— продумать условия реализации;
— подготовить детей, предметную среду;
— собрать все необходимые методические пособия;
— обеспечить себя диагностическими материалами (протоколами наблюдений и собеседований, анкетными бланками);
— подобрать музыкальные произведения, соответствующие музыкальной структуре воспитанников.

Условия реализации технологии:
1. Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности педагога, музыкального руководителя, детей, родителей.
2. Место и время реализации технологии: беседы с детьми о музыке, интегрированные занятия, вечера развлечений, консультации для родителей, семинары – практикумы для педагогов.

Хотелось бы вспомнить несколько технологий, касающихся конкретно музыкального образования:
— технологии музыкального образования с применением арт-педагогики — простой и эффективный способ, основанный на творчестве и игре;
— технологии музыкально-ритмического развития (программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и физического);
— технологии элементарного музицирования с дошкольниками (использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создаёт условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования);
— технологии обучения певческим навыкам Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио» и В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», авторская методика А.В. Зарубы, помогают педагогу в решении задач обучения певческим навыкам.
Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным образованием и развитием, значит, могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.

Цель данной работы – изучить педагогические технологии.
Задачи:
— выявить сущность педагогических технологий;
— изучить виды педагогических технологий и технологическую карту;
— рассмотреть технологию педагогического общения.

Сущность педагогической технологии
Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.

Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий:
— технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так, можно различать технологии процесса передачи знаний и технологии развития личности;
— технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
— технология предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанников на договорной основе с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
— элементы педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизводимы любым педагогом, а с другой — гарантировать достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми воспитанниками;
— органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, — высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом.

Виды инновационных педагогических технологий

Инновацией называют создание и использование нового компонента, вызывающего изменение среды из одного состояние в другое. Соответственно под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Основная задача педагогов – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. К числу современных образовательных технологий можно отнести:
— здоровьесберегающие технологии;
— игровые технологии;
— технологии проектной деятельности;
— технологии исследовательской деятельности;
— личностно — ориентированная технология;
— информационно-коммуникационные технологии.

А какие же современные педагогические технологии может использовать в своей работе музыкальный руководитель ДОУ?

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Метод проектов на сегодняшний день, широко распространён, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придаёт ему новые формы, даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. К тому же технологии проектирования позволяют повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Проектирование — это творчество педагога при обязательном выполнении алгоритма поэтапной работы.

Этапы работы над проектом:
— поисковый: определение темы проекта;
— аналитический: постановка цели проекта, определение задач, подготовка к реализации;
— практический: основной этап реализации проекта (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды);
— контрольный: завершающий этап (результат, продукт деятельности).

Технологии исследовательской деятельности и проектные технологии очень тесно взаимосвязаны. Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Внедрение этих технологий в деятельность некоторых педагогов ДОУ, к сожалению, можно назвать лишь попытками создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Прежде всего, любому специалисту ДОУ нужно искоренить авторитарный, обезличенный и обездушенный подход к ребенку, окунуть его в атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создать условия для творчества личности.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная современным образованием. Большую помощь при подготовке материалов и проведении всех видов музыкальной деятельности оказывает пакет Microsoft Office, который включает в себя текстовый редактор Word , Excel для составления таблиц , Power Point для презентации, Publisher для оформления информационных буклетов, титульных листов, раздаточного и дидактического материала.

Применяя современные педагогические технологии в инновационном обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию критерии уровней овладения технологиями Т.В. Хабаровой «Педагогические технологии в дошкольном образовании». С их помощью мы с Вами выясним, на каком уровне овладения технологиями находимся.

Уровень овладения технологиями – оптимальный.
В теории: педагог знает научные основы разных технологий обучения; дает объективную психологическую оценку (и самооценку) эффективности применения технологий в образовательном процессе.
На практике: педагог целенаправленно и систематически применяет технологию обучения в своей деятельности; творчески моделирует сочетаемость разных технологий обучения в собственной практике; широко применяет методы диагностики.

Уровень овладения технологиями – развивающийся.
В теории: педагог имеет представление о различных технологиях обучения; обоснованно описывает суть собственной технологической цепочки; активно участвует в анализе эффективности используемых технологий
На практике: педагог следует алгоритму технологии обучения; владеет приемами конструирования технологических цепочек в соответствии с поставленной целью; использует в цепочках разнообразные педагогические приемы и методы.

Уровень овладения технологиями — элементарный.
В теории: у педагога сформировано общее, эмпирическое представление о технологиях обучения; он выстраивает отдельные технологические цепочки, но при этом не может объяснить их целевое назначение в рамках занятия; уклоняется от обсуждения вопросов, связанных с технологиями обучения
На практике: педагог применяет элементы технологий обучения интуитивно, эпизодически, несистемно; придерживается в своей деятельности какой-либо одной технологии обучения; допускает нарушения в алгоритме (цепочке) технологии обучения.

6 шляп3Уважаемые коллеги, давайте определим основные существенные отличия технологии обучения от методики обучения:
— технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания;
— методика не обещает педагогу гарантированных результатов, технологии же, наоборот, дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми;
— технологии жёстко задают способ достижения цели через алгоритмизацию процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой, то есть обладают инструментальностью, методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели, не обладает высокой инструментальностью;
— технология отвечает на вопрос: «Как учить?», методика — на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?» в рамках конкретной учебной дисциплины;
— технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников;
— в методике сильно влияние личных характеристик и мастерства педагога.

6 шляп4Практическая часть в технологии «Шесть шляп»
Музыкальные руководители общаются в микрогруппах, высказывают мнения, приходят к выводам.

Итог работы семинара-практикума «Современные педагогические технологии образования и развития детей дошкольного возраста» подвела «Синяя шляпа»:
• Педагогические технологии – современный инструмент дошкольного образования.
• С помощью педагогических технологий можно достичь высоких результатов в решении педагогических задач.
• Что дальше?
1. Поменять собственное мышление.
2. Изучить досконально применяемые технологии.
3. Проводить мониторинг результатов использования педагогических технологий.
4. Дать объективную оценку эффективности педагогических технологий в образовательном процессе.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.