Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения качества дошкольного образования

Чернова Евгения Олеговна,
старший воспитатель МКДОУ № 16,
г. Новосибирск

В образовательной практике современного детского сада для создания благоприятных условий развития детей важны не только содержание, но и технологии обучения и воспитания. Одним из таких инновационных ресурсов являются информационно-коммуникационные технологии, которые делают процесс более современным, разнообразным, насыщенным, обеспечивают наглядность оформления образовательных мероприятий.

В 2013 году перед педагогами нашего ДОУ встали вопросы: насколько целесообразно и полезно использовать информационно-коммуникационные технологии в различных областях деятельности, будет ли это способствовать оптимальному сочетанию познавательно-исследовательской и двигательной деятельности детей, комплексному решению развивающих, образовательных, оздоровительных задач?
Чернова фото к тексту 2Сегодня мы можем подвести первые итоги. В детском саду накоплен демонстрационный материал с учетом возраста дошкольников для расширения детского кругозора. Презентации, аудиокниги, видеосюжеты, виртуальные экскурсии по музеям мира, по зоопаркам и театрам – все это позволяет обогащать представления детей по отдельным разделам программы.
Один из ведущих принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – развитие сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых. На сайте детского сада представлены фотоотчеты и тематические видеофильмы о праздниках, развлечениях. Информационные технологии дают нашим педагогам возможность качественно обновить образовательный процесс в ДОУ и открывают новые перспективы для родителей и педагогов в образовании и развитии ребенка.

Чернова фото к тексту1С 2010 года в рамках участия в проекте «KidSmart» в ДОУ начал свою работу компьютерный класс для обучения воспитанников. Программа раннего обучения «KidSmart» успешно реализуется в более чем 60 странах мира, включая Россию. С ее помощью дошкольников обучают правилам дорожного движения, поведения в обществе, знакомят их с историей и культурой родного края. Наиболее важной частью данного комплекса является русифицированное обучающее программное обеспечение, с помощью которого дети в сопровождении сказочных персонажей попадают в «научные домики». Каждый «домик» направлен на формирование у детей определённых навыков: логики, счета, знаний о Земле, временах года, времени и т. д. Практика показала, что при использовании компьютера значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей наших воспитанников.

Занятия проводятся 2 раза в неделю с детьми подготовительных к школе групп, длятся 15 минут, с обязательным включением в занятие зрительной гимнастики. Дни занятий – вторник и четверг, первая половина дня. Признанный факт, что информационно-коммуникационные технологии важны и нужны для развития ребенка и, безусловно, приносят пользу, если соблюдаются все необходимые требования к проведению занятий. В нашем детском саду все требования к проведению занятий, размещению компьютерной техники, воздушной и световой среде соблюдены, техника для занятий имеет гигиеническое заключение, подтверждающее ее безопасность для детей. Программа не только развивает у ребёнка творческое мышление, но и повышает уверенность ребенка в собственных возможностях, воспитывает самостоятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий положительно повлияло и на взаимодействие с родителями. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют родителям возможность получения информации о содержании проводимой работы в детском саду. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативно получить официальную информацию о жизнедеятельности ДОУ. Периодически знакомясь с новостями на сайте, у родителя складывается целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. По результатам опроса 55% родителей нашего детского сада регулярно посещают наш сайт, следят за новостями, конкурсами.
Уже сегодня у нас есть родители, пожелавшие получать интернет-рассылки о мероприятиях, проводимых в детском саду. С сентября уже несколько рассылок было отправлено желающим: приглашение на родительское собрание, отчет о заседании родительского комитета и ссылка на сайт ДОУ.

Сегодня многие детские сады оснащаются интерактивными досками, не стал исключением и наш детский сад. В 2014 году в детском саду появился мультимедийный комплекс, состоящий из интерактивной доски, проектора и ноутбука. В целом интерактивная доска позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивать разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребёнка к школе. Следует добавить, что учителя-логопеды нашего детского сада активно используют интерактивную доску в своей работе, создавая не только фильмы и презентации, но и разрабатывая интерактивные занятия для дошкольников.

Таким образом, в нашем дошкольном учреждении сформирована информационно-образовательная развивающая среда, которая:
— включает необходимую материально-техническую базу по информатизации образовательного процесса;
— обеспечивает рациональное и эффективное использование современных ИКТ в образовательном пространстве ДОУ;
— способствует информационной интеграции детского сада с родителями.

Литература:
1. И.И. Комарова, А.В. Туликов Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. -М.: Мозаика-Синтез, 2013

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.