Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Интеграция содержания дошкольного образования на основе проектной деятельности | ДЕТСТВО-ГИД

Интеграция содержания дошкольного образования на основе проектной деятельности

Из опыта работы

«Интеграция содержания дошкольного образования на основе проектной деятельности»

 

Коняхина Жанна Анатольевна,

старший воспитатель МБДОУ № 224

г. Красноярск

 

В дошкольном образовании сегодня происходят серьёзные перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. Главной целью государственной политики в сфере дошкольного образования обозначено обеспечение качества образование дошкольников. Согласно ФГОС ДО планирование и содержание образовательной работы в ДОУ должно соответствовать определённым стандартам, где наряду с другими обозначены следующие принципы:

— строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

— основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Перечисленные принципы тесно связаны между собой, но особое внимание хотелось бы уделить принципу интеграции, являющимся стержневым и отражающим взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому». Принцип интеграции требует  от педагогов отбора такого содержания образования, которое обеспечит целостное восприятие ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Интегрированный подход к дошкольному образованию заключается в осуществлении не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития, а также в установлении и усилении системы следующих связей:

— компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) и внутри разделов (внутривидовая интеграция);

— во взаимодействии методов и приёмов воспитания и обучения (методическая интеграция);

— в синтезе детских видов деятельности;

— в интеграции различных организационных форм взаимодействия педагогов с детьми и родителями.

Типичными моделями интеграции содержания в дошкольном образовании являются:

— детская театральная игра, включающая в себя синтез различных видов художественно-творческой деятельности;

— тематические проекты, квесты. акции;

— интегративные образовательные ситуации (на основе общей темы, либо объединяющие различных партнёров – например, воспитанников детского сада и музыкальной школы и т.п.).

Особый интерес для нас в данном случае представляет интеграция содержания образования на основе проектной деятельности, т.е. проектно-исследовательский метод в обучении дошкольников. Использование проектного метода позволяет создать единое образовательное пространство, способствует развитию коммуникативных навыков, творческих и познавательных способностей детей, креативности, их личностному росту. Проектный метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, приобщиться к коллективной творческой деятельности, к культурно-историческим и общечеловеческим ценностям в процессе создания социально значимого продукта.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

— исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, плакатов, драматизации и т.д.);

— ролево-игровые (с элементами творческих игр);

— информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы и поставленные проблемы);

— творческие (оформление результата в виде детского праздника).

МБДОУ № 224 – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей. Многолетняя практика работы педагогического коллектива по построению образовательного процесса на основе принципа интеграции, проектной деятельности доказала эффективность использования интегрированного метода в воспитании и обучении дошкольников. Вариативность использования интегрированного метода в образовательном процессе МБДОУ довольно многообразна.

Ярким примером интеграционного взаимодействия в области художественно-эстетического развития детей, как приоритетного направления деятельности МБДОУ, на наш взгляд, является социальное партнёрство МБДОУ с Красноярским колледжем искусств имени П.И. Иванова – Радкевича и Детской музыкальной школой Красноярского колледжа искусств. Актуальным и эффективным средством решения задач художественно-эстетического развития детей, а также  социально-личностного, познавательно-речевого и физического развития мы считаем совместные творческие проекты. Содержание деятельности внутри таких проектов осуществляется на совокупности образовательных областей, интеграции их содержания и видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, художественно-эстетической, чтения и восприятия художественной литературы.

В течение многолетнего сотрудничества МБДОУ с Красноярским колледжем искусств, традицией стала реализация следующих творческих проектов: «Весёлая ярмарка», «Широкая Масленица» (средней продолжительности – до 2-х недель), «Музыкально-литературная гостиная» (долгосрочный – в течение учебного года). Такое творческое содружество представляет собой социальное сотворчество детей, родителей, сотрудников МБДОУ, студентов и  педагогов Красноярского колледжа искусств.

Творческий проект «Весёлая ярмарка» реализуется нами с 2003 года. Это общее мероприятие в МБДОУ, основной идеей которого является формирование патриотических чувств у дошкольников: знакомство с народными традициями, ремёслами, фольклором и т.д. Участниками проекта выступают дети, родители, педагоги и сотрудники МБДОУ, педагоги и студенты Красноярского колледжа искусств имени П.И. Иванова — Радкевича. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей и взрослых в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии в Красноярский колледж искусств, творческие встречи с педагогами и студентами колледжа и т.д.)

Основными этапами разработки проекта педагогическими коллективами МБДОУ и Красноярского колледжа искусств выступают:

  1. Целеполагание (определение цели проекта, совместная разработка плана движения к цели, привлечение специалистов к осуществлению разделов проекта).
  2. Разработка проекта (составление плана – схемы проекта, включение в план – схему проекта различных видов детской деятельности, форм организации работы с детьми).
  3. Выполнение проекта (сбор и накопление материала, выполнение самостоятельных заданий).
  4. Презентация проекта (презентация результатов деятельности в виде общего праздника).

Во время подготовки к празднику дети самостоятельно (важное условие проектной деятельности – организация самостоятельной деятельности детей), совместно с педагогами, родителями изготавливают различные поделки, которые  впоследствии презентуются детьми в рамках группы и выставляются на общую благотворительную распродажу.

Обязательным условием участия в ярмарке для всех является наличие фольклорных костюмов, атрибутов. Ярмарка организуется и проходит по принципу работы общих и групповых творческих тематических площадок, мастер — классов: «Театральная гостиная», «Игровая поляна», «Торговая площадь», «Город ремёсел», «Русский сувенир» и др. В ходе праздника участники поют, знакомятся с народными песнями в исполнении фольклорных ансамблей студентов Красноярского колледжа искусств; вспоминают детский народный фольклор; танцуют народные танцы и водят хороводы; играют в народные игры; участвуют в театрализованных представлениях; выступают ремесленниками — совместно изготавливают поделки.

Оформление результата проекта, его презентация в виде общего праздника – это большое событие. Праздник – это «зона радости», золотой фонд совместной жизни ребёнка вместе с педагогами и родителями. Общение в непринуждённой, эмоционально насыщенной обстановке, совместная деятельность способствует сближению всех субъектов образовательного процесса, учит взаимопониманию, доверию, делает их партнёрами. Праздник является ярким ожиданием детей, кроме того, результатом плодотворной образовательной и творческой работы и выступает в свою очередь одной из форм интеграции различных видов искусства с музыкально-художественной, игровой, двигательной, познавательной, продуктивной, коммуникативной и трудовой деятельностью дошкольников.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, — это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, — это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, — это звено в системе воспитания, в цепи программы, развивающей личность ребёнка.

Интеграция содержания образования на основе проектной деятельности позволяет повысить качество образования, расширить возможности образовательного пространства в ДОУ, предупредить перегрузки детей при реализации образовательной программы,  осуществить переход в содержании образования от многопредметности к интегративности знания.

Библиографический список:

  1. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Страничка редактора. Дорогие коллеги! // Музыкальная палитра. – 2011. — №6.
  2. Волкова В.А., Соколова Н.Б. «Воспитательная система ДОУ» — М.: ТЦ Сфера, 2007. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  3. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.
  4. «От единичного опыта к повсеместной практике»: методический сборник. – К.: 2005.
  5. «Пространство социального развития ребёнка»: тезисы научно-практической конференции. – К.: Городской информационно-издательский центр, 2003.
  6. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. «Управление качеством социального развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения»: пособие для руководителей и методистов. – М.: Айрис — пресс, 2004.
  7. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. // Дошкольное воспитание. – 2010. — №8.
  8. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция. // Дошкольное воспитание. – 2010. — №7.
  9. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. № 655).
  10. Штанько И.В. «Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

Приложение

Модель интеграции содержания образования в ходе осуществления проекта «Весёлая ярмарка»

Образовательная область

Виды и содержание детской деятельности

Форма реализации

Художественно-эстетическое развитие Музыкально-художественная — Народные подвижные игры с музыкальным сопровождением «Горшки», «Плетень» и т.д.

— слушание

— исполнение

— тематические театрализованные сценки

продуктивная — аппликация

— лепка

— рисование

— конструирование

Социально-личностное развитие игровая — сюжетно-ролевые игры
Речевое развитие коммуникативная — беседа
Познавательно-исследовательская — экскурсия

 

Восприятие художественной литературы — чтение познавательной и художественной литературы
Физическое развитие Двигательная деятельность: разучивание, знакомство с правилами народных игр и забав Народные подвижные игры – забавы «Столбоходы», «Бой подушками», «Перетягивание каната» и т.д.

 

В процессе организации образовательной работы выделяется время, отведённое на: образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности (непосредственно-образовательная, психолого-педагогическая работа по освоению образовательных областей), образовательную деятельность в режимных моментах, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями детей в образовательном процессе.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.