Интеграция игры и изобразительной деятельности как условие развития творческих способностей дошкольников

  «Интеграция игры и изобразительной деятельности как

условие развития творческих способностей дошкольников»

Саурская Елена Дмитриевна,

воспитатель ГБОУ Школа №2127,

 г. Москва

 

Игра, как и изобразительная деятельность, — естественная и органичная потребность, в реализации которой дошкольнику открывается мир фантазии и волшебства. Ребёнок и игра — их нельзя отделить друг от друга. Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка  дошкольного возраста.  В игре ребенок раскрепощен, активен, непринужден — все это способствует проявлению фантазии, созданию    необычных образов и сюжетов,  креативности мышления и воображения. 

Влияние игры на умственное развитие ребенка подчеркивается в трудах многих психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Л.В. Артемова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Ф.И. Фрадкина,  Д.Б. Эльконин и других. В игре развиваются действия в представлении,  ориентация  в  отношениях между людьми,  первоначальные навыки кооперации (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев. Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П.Усова).

Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок размышляет над тем, что видел. О чём ему читали и говорили; многие  явления, их значение становятся для него более понятным. В играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, накапливаются положительные эмоции, которые повышают познавательные интересы дошкольников.

Как отмечает Ядешко В.И., в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников .

Люблинская А.А. видит в игре проявление мыслительной деятельности ребёнка, специфическую форму анализа воспринимаемого ребёнком явления и последующего синтеза. В исследованиях В.А. Недоспасовой показано, что игра — важная деятельность для интеллектуального развития ребёнка, так как в ней формируется механизм возможной смены позиций и координирование своей точки зрения с другими. Это способствует формированию интеллектуальных операций.  

Развивающие возможности игры, ее влияние на развитие ума ребенка отмечалось А.П. Усовой, которая в этой связи подчеркивала необходимость правильного педагогического руководства игрой. По мнению А.П. Усовой в игре ребёнок не учится жить, а живёт собственной  жизнью, на своём опыте постигает «что такое хорошо и что такое плохо».

Важным этапом в развитии теории и практики детской игры являются работы Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой. В своих исследованиях они подчёркивают мысль о том, что «игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребёнка. Она не мистическое, внутренне присущее ребёнку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой овладевает ребёнок. Ей присуща добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является не продуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром». Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представления о предметах  и явлениях» окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество. В игре рождается детская фантазия, которая стимулирует творческую деятельность.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра — всегда импровизация. Всё, что ребёнок создал в процессе творческой  деятельности, будь то рисование, лепка, аппликация или постройка, будет нужным в мире детской игры.  Обитатели игрушечного мира сразу и с пользой для себя употребят все, что нарисовал, слепил или вырезал и наклеил ребенок.

В исследованиях отечественных психологов и педагогов подчёркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. Ученые и педагоги (К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие) заметили и доказали, что дети легко обучаются “играючи”. Именно поэтому игру можно использовать “…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка” (И.Л. Божович). Зачем же отказываться от такой “волшебной палочки”, как игровой прием в процессе обучения детей, можно благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело.

Анализ психолого-педагогической литературы по исследованию игровой и изобразительной деятельности показал, что в этих видах детской деятельности заложен огромный потенциал для развития творческих способностей и  раскрытия творческих проявлений личности ребенка. Л.С. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Для детей старшего дошкольного возраста характерно сочетание игровых и изобразительных средств передачи образа (Г.Г. Григорьева). Желая стать активным участником изображаемых событий, ребенок испытывает потребность в игровом отношении к образу. Изображая какой-нибудь предмет ребёнок с легкостью включает его в ситуацию игры.   Аналогично в процессе игры у ребенка может возникнуть потребность что-либо нарисовать, процесс рисования так же, как и сам рисунок, становится сюжетным продолжением игры.

Интеграция — это процесс упорядочивания разнородных компонентов в некую целостность, систему, которая имеет потенциал развития. В области педагогической науки термин «интеграция» употребляется в значении сближения и связи наук наряду с процессом их дифференциации. Интеграционные процессы, по мнению Л.Г. Савенковой, Б.П. Юсова, протекающие в различных сферах жизни, в настоящее время особенно актуальны.  Когда  игра и изображение взаимопроникают друг в друга, когда сюжет игры, ее основные структурные составляющие наполнены по содержанию элементами изобразительной деятельности, и в процессе такой игры ребенок углубляет свои представления о языке изобразительного искусства, закрепляет знания и умения, а изобразительная деятельность, в свою очередь, может проходить в игровой форме и наполняться активным игровым действием, то  такое взаимопроникновение и является интеграцией двух видов детской деятельности.

Интегрированный подход к процессу творческого развития — это требование социальных перемен в воспитании коммуникабельной и творческой личности, способной самостоятельно находить творческие нестандартные решения в любой отрасли и способной позитивно преобразовывать окружающую действительность. Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает у детей личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это обеспечивает более высокую ее продуктивность. Интеграция этих видов способствует повышению интереса детей к той и другой деятельности.

Игра обеспечивает ребенку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать стремления и желания, а применяя игровые компоненты в изобразительной  деятельности, где скрыт процесс обучения,  происходит активное формирование познавательных процессов мышления, восприятия, памяти и воображения. В процессе такого обучения и развития детей накапливается сенсорный опыт, уточняются представления и знания детей о различных предметах, дети овладевают умением выделять свойства предметов, сравнивать и устанавливать сходство и различие. Позитивная активность личности развивается тогда, когда ребенок не только может создать творческий продукт, но и увидеть процесс использования своего творческого продукта другими людьми.

Список литературы:

  1. Артемьева Т.И. Методический аспект проблемы способностей. М.: Наука,1977г.-184с.
  2. Безклубенко С. Д.    Природа   искусства:    О    некоторых    сторонах художественного творчества. — М.: Политиздат, 1982г. -186с.
  3. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников.  Ростов н /Д: Феникс, 2007г. — 441с.
  4. Григорьева Г.Г Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2004г..
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Издательство: Питер, 2006 г.
  6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.: Изд-во « Скрипторий», 2007г.
  7. Искусство   в   условиях   модернизации   школьного   образования   и воспитания / Ред.- составитель   Л.Г.   Савенкова.     М.:   Институт художественного образования РАО, 2003г. — 274с.
  8. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. Изд. «Карапуз-дидактика», Москва,2006г.-192с.
  9. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2010г.
  10. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ. М.: Учитель, 2009г. — 114с.
  11. Кожохина С.К.  Путешествие в мир искусства .СПб., 2003г.
  12. Маклаков А.Г. Общая психология.   СПб.: Питер, 2001г. — 592с.
  13. Межиева М.В. Развиваем творческие способности у детей 5-9лет . Ярославль, 2002г.
  14. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам.   Изд.  Комсом.-н /А гос. пед. университета, 2003г. — 148с.
  15. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. Ред. О.К.Тихомиров. М.:Наука,1975г.-88с.
  16. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2007г. — 653с.
  17. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ.   / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М., Просвещение, 1974г. – 304с.
  18. «Развитие творческих способностей дошкольников», методическое пособие Котова Е.В., Кузнецова СВ., Романова Т.А.М.: ТЦ Сфера, 2010г. — 128с.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.